1. У Деда Мороза есть звание «Ветеран сказочного труда».

В очередной свой день рождения, 18 ноября 2009 года, Дед Мороз получил это звание, вместе с пожеланием невиданных успехов и неслыханных удач, от управляющего Отделением Пенсионного фонда России по Вологодской области Владимира Комарова.
Дед Мороз, похоже, уже и сам забыл, сколько точно ему лет и в какой день он родился; принято считать, что около 2 тысяч, а день рождения его начали отмечать официально только в 2005 году – в этот день в Великом Устюге начинается настоящая зима. Специалисты управления Пенсионного фонда в Великом Устюге несколько раз предлагали Деду Морозу получить пенсионное удостоверение (и льготы), но он пока отказывается, говорит, что «молод душой, активно занимается спортом».

2. Самая старая ёлочная игрушка – обычный шарик, символизирующий яблоко.

Яблоки − занимали самое почётное место среди съедобных игрушек на ёлке. Осенью отбирались самые красивые плоды.
С яблоком в мифологии разных народов мира связано множество легенд (например, о молодильных яблоках). Яблоко означало и обильный урожай. А в христианской традиции оно напоминает о грехопадении Адама и Евы; но, изображённое рядом с Христом или Богоматерью, символизирует спасение.
Рассказывают, что в 1848 году в Германии выдался неурожай яблок. Тогда жители городка Лауша в Тюрингии пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для Рождества. Так были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Со временем талантливые мастера стали выдувать не только шары, но различные другие фигурки; а немецкие ёлочные игрушки стали популярными во всём мире. Первые шарики были тяжёлыми, тонкое стекло научились выдувать только к началу XX века.

 

3. Официально 1 января стало выходным днём сравнительно недавно.

Президиум Верховного Совета СССР издал этот указ 23 декабря 1947 года: «День 1 января − новогодний праздник − считать нерабочим днём». Но когда праздник выпадал на выходной, − его не переносили.

 

4. Традиция встречать Новый год фейерверками пришла к нам из древнего Китая.

В Китае существует давнее поверье, что в канун Нового года злые духи покидают свои жилища и идут искать новые, принося людям непоправимые беды. Считается, что громкие звуки − отпугивают их. Поэтому на всех важнейших праздниках и церемониях, а особенно в Китайский Новый год, уже несколько веков непременно жители страны устраивают фейерверки.
Сначала для этого использовали высушенные стебли бамбука: в огне он оглушительно взрывался. Примерно в 8 веке до нашей эры китайцы придумали порох, который взрывали только на праздничных церемониях (начиняли им те же стебли бамбука).

5. Считается, что обычай украшать ёлку игрушками пришёл к нам из Германии.

Первым нарядил ёлочку немецкий христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык Мартин Лютер.
Самая красивая из многих легенд о Лютере гласит, что в 1513 году он возвращался ночью, в канун Рождества, домой. На небе было очень много звёзд, и ему показалось, что ели и сосны тоже необыкновенно, таинственно, празднично искрятся звёздами. Дома Мартин Лютер поставил на стол небольшую ёлочку в кадке, украсил её свечами, а верхушку увенчал звездой (памятуя о Вифлеемской звезде, указавшей путь к пещере, в которой родился Иисус).
Единственное доказательство правдивости этой легенды – гравюра XVI века, на которой Лютер и его семья изображены возле рождественской ёлки.

 

6. Первые ёлочные украшения были только съедобными.

По своей сути − это были символы.

Например, яблоко олицетворяло запретный плод, обильный урожай; яйцо – непрерывную жизнь; орехи – загадочность божественного провидения; вафли – святое благословление; горящие свечи – суть жертвенности, самоотверженности Христа; всевозможные фигурные пряники, печенье, вафли напоминали о пресных хлебцах, которые употребляются во время обряда причастия; важную роль играла верхушка – Вифлеемская звезда, указавшая волхвам путь к младенцу Христу.

Иногда яблоки раскрашивали и покрывали блёстками, а орехи – сахаром; конфеты упаковывали в фольгу, в цветную бумагу.

Наряженной ёлочке приписывали способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви прикрепляли над порогом и у окон, чтобы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

 

7. В СССР больше никогда не запрещали наряжать ёлку с 28 декабря 1935 года.

В 1925 году в СССР запретили украшать ёлки, назвав их «поповским обычаем» и «буржуазным пережитком». Только через десять лет правительство поняло, что традицию – не искоренить.

И 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья первого секретаря обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!»

Буквально за два дня страна подготовилась к празднику.

Есть сведения, что в Москве на Зацепском рынке в течение за час раскупили 700 ёлок; гастроном № 1 ГУМа за эти два дня продал годовой запас грецких орехов: на свои ёлки люди вешали орехи, бумажные игрушки, конфеты, яблоки, бублики…

 

8. В России Новый год можно встретить 11 раз.

В нашей стране – 11 часовых поясов. Новый год наступает на Камчатке, и, пройдя по всей стране, приходит в её крайнюю точку – в Калининградскую область.

  1. Камчатка – 15:00;
  2. Магаданская область, Сахалинский край – 16:00;
  3. Владивосток, Приморский край, Хабаровский край – 17:00;
  4. Амурская область, Забайкальский край – 18:00;
  5. Бурятия, Иркутская область – 19:00;
  6. Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская области, Республика Алтай, Тува, Хакасия – 20:00;
  7. Омская и Свердловская области – 21:00;
  8. Ямало-Ненецкий автономный круг, Челябинская область, Пермский край, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Тюменская области, Башкортостан, Ханты-Мансийский округ – 22:00;
  9. Удмуртия, Астраханская, Самарская, Саратовская Ульяновская области – 23:00;
  10. Москва – 00:00;
  11. Калининградская область – 01:00.

 

9. Новый год в России наступает под бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.

31 декабря 1970 года в 23:50 Леонид Ильич Брежнев, заложив традицию, впервые обратился по телевизору к советским гражданам; а после обращения – на всю страну впервые прозвучал бой кремлёвских курантов.

Часы на Спасской башне отбивают время и проигрывают мелодии (поэтому они и называются курантами). Впервые они пробили наступление нового часа 9 декабря 1706 года. С тех пор несколько раз менялись механизмы, вид курантов и мелодии, которые они проигрывали (одно время молчали). Нынешний вид – как считают специалисты, середины XVIII века, – они обрели при ремонте, произведённом в 1999 году; а мелодии, которые сейчас они проигрывают, утверждены в 2000.

Сложные и чёткие механические часы занимают несколько этажей и весят более 25 тонн. Четыре циферблата (по одному на каждой стороне башни) выглядят лаконично и просто: на чёрной окружности в золотом обрамлении, диаметр которой – 6,12 метра, расположены позолоченные цифры, каждая высотой 0,72 метра, часовая стрелка длиной 2,97 метра и минутная стрелка длиной 3,27 метра.

В 00:00, 06:00, 12:00 и в 18:00 они проигрывают гимн Российской Федерации, а в 03:00, 09:00, 15:00 и в 21:00 – мелодию хора «Славься» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». В начале каждого часа куранты звонят 4 раза, а после большой колокол отбивает часы. В 15, 30 и 45 минут каждого часа также есть перезвон: соответственно 1, 2 и 3 раза.

Большинство россиян уверено, что новый год начинается, когда куранты совершают первый или последний удар, но на самом деле – он приходит уже с началом перезвона – то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

 

10. С днём рождения, Дедушка Мороз!

Дед Мороз сам не помнит, сколько ему лет (судя по всему, где-то около ста…), но свой день рождения всегда празднует (с 2005 года) ‒
18 ноября; ведь, по данным многолетних метеорологических наблюдений, в этот день на большей части России ложится стабильный снежный покров.

В резиденцию Деда Мороза, расположенную в 15 километрах от Великого Устюга, приезжают Деды Морозы из разных стран. Там разворачиваются масштабные праздничные гуляния, в которых участвуют внучка Снегурочка, сказочные персонажи (Леший, Баба-Яга, Водяной); праздник завершается зажжением огней на первой в году новогодней ёлке.

В городах, где расположены резиденции Деда Мороза (в Великом Устюге, в Архангельске, в Мончегорске), работает специальная почта: каждый может отправить Дедушке открытку со множеством хороших слов.

 

11. Внучкой Деда Мороза Снегурочка стала в 1935 году.

Попутчицей Деда Мороза (как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми) Снегурочка стала во времена СССР, в 1935 году, ‒ именно тогда эти герои стали неотъемлемыми символами праздника: сначала их описали в книгах по организации новогодних ёлок, а в начале 1937 года они появились на самой главной ёлке СССР в Доме Союзов. На ранних советских картинках Снегурочка ‒ маленькая девочка. Девушкой она стала позже; почему – неизвестно.

 

12. Несколько ярких особенностей Нового года в России.

  1. Наряженная ёлка.

В Россию обычай украшать ёлку пришёл от католиков. Это самый важный символ праздника. А ещё – под неё принято класть подарки.

  1. Снежинки на окнах.

И снежинки в нашей стране – тоже особенные, потому что часто сделаны своими руками, неповторимы и приносят в дом радость и праздник.

  1. Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз – добрый волшебный старик с белой бородой в красной, белой или голубой шубе и валенках. Ездит он на тройке лошадей, а помогает ему внучка Снегурочка.

  1. Богатый новогодний стол.

Самые яркие салаты – «Оливье» и «Сельдь под шубой». Самый праздничный фрукт – мандарины. А самое-самое главное – конечно искренние семейные посиделки.

  1. Шампанское.

Считается, что традиция пить шампанское с боем курантов началась в 1960-х годах: власти решили обеспечить каждую советскую семью минимум одной бутылкой «Советского» шампанского.

  1. Обращение Президента.

В России к речи Президента, после которой Кремлёвские куранты обозначают начало нового года, – относятся с особым вниманием.

  1. Желание.

Под бой курантов нужно успеть загадать желание. Написать его на небольшом кусочке бумаги. Поджечь эту бумажку только от пламени. Высыпать пепел в бокал с шампанским и выпить залпом.

  1. Старый Новый год.

Эти оксюморон (словосочетание, состоящее из двух слов, которое подразумевает прямое противоречие) и традиция появились из-за различий в юлианском и григорианском календарях.

 

13. У древних славян декабрь назывался студнем.

Полисемия – наличие у слова разных исторически связанных значений, общего оттенка смысла. Вот так и получилось, что декабрь и студень связаны исторически.

В «Остромировом Евангелии» 1056–1057 гг., «Синодальном Евангелии» 1143 г., обиходе XIII в., каноннике XV в. – древнерусские названия всех месяцев совпадают, взаимодействуют друг с другом.

Декабрь по-древнерусски– студень: то есть, студёный, холодный месяц.

А блюдо, известное с XVI века, застывший до состояния желе бульон с большим количеством мяса и иногда овощей, подаваемое с горчицей или хреном, которое называют студнем (холодцом), – часто можно увидеть на новогоднем столе россиян. Современное слово «студень» распространено больше на севере и северо-западе страны. Есть и разница в ингредиентах: студень готовят только из говядины, а холодец – из куриного или свиного мяса.

Современные русские названия месяцев созвучны названиям в некоторых других языках, например, в английском. Декабрь (лат. december). У римлян он был десятым (decem – десять), так как они считали год с марта.

 

14. Дедов Морозов в разных странах зовут…

Австрия. Сильвестр.

Азербайджан. Шахта Баба (досл. – «Дед Мороз»).

Алтай. Соок-Таадак.

Америка, Англия, Австралия. Санта Клаус.

Армения. Дзмер папи (досл. – «Зима дед»).

Башкортостан, Татарстан. Кыш Бабай.

Белоруссия. Дзед Мароз.

Бельгия, Польша. Святой Николай.

Болгария. Дядо Коледа.

Вьетнам. Дух Нового года Тао Куэн (его называют и духом семейного очага).

Германия. Санта Николаус (у него есть помощник Кнехт Рупрехт, который ведёт журнал с подробным описанием поступков детей).

Голландия, Нидерланды. Сайте-Каас.

Греция, Кипр. Святой Василий.

Грузия. Товлис Бабуа.

Индия. Обязанности Деда Мороза исполняет богиня счастья и процветания Лакшми.

Испания. Папа Ноэль.

Италия. Дед Мороз тут – добрая ведьма: старушка Бефана.

Казахстан. Аяз-ата.

Калмыкия. Зул.

Камбоджи. Дед Жара.

Карелия. Паккайне (досл. – «Морозец»).

Карелия. Паккайнен.

Китай. Шо Хин, Шэн Дань Лаоджэнь или Дун Че Лао Рен.

Колумбия. Папа Паскуаль.

Литва. Сенялис Шалтис (досл. – «Старец Мороз»).

Молдавия. Мош Крэчун (у него есть свита – Пэкалэ и Тындалэ, и другие национальные персонажи).

Монголия. Увлин Увгун (сопровождают его Зазан Охин – Снегурочка – и Шина Жила – мальчик Новый год).

Норвегия. Подарки детям приносят симпатичные маленькие домовые Ниссе (Йолиниссе).

Россия. Дед Мороз (и его внучка Снегурочка).

Румыния. Мош Крэчун (досл. – «Рождество»).

Савойя. Святой Шаланд.

Таджикистан. Бабои Барфй.

Тувай. Соок ирей.

Узбекистан. Корбобо (и девушка Кор Кыз).

Украина. Дiд Мороз (но подарки детям – дарит святой Николай).

Финляндия. Йоулупукки (досл. – «Рождественский козёл»).

Франция. Пэр Ноэль (досл. – «Отец Рождество»); и Шаланд, старик с бородой, в меховой шапке и плаще, у него в корзине – розги для непослушных детей.

Чехия, Словакия. Микулаш (в его свите – ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок).

Швеция и Дания. Добрые сутулый дед Юлтомтен (Йолотомтен, Юль Томтен) и карлик с бородой Юлниссар.

Эстония. Йыулувана.

Ямало-Ненецкий автономный округ. Ямал Ири.

Япония. Сегацу-сан и новичок Одзи-сан (видоизменённый вариант американского Санты).

 

15. В семье Льва Николаевича Толстого делали скелетцы.

Жена Л. Н. Толстого, Софья Андреевна, с детьми всегда мастерила ёлочные украшения.

Они оборачивали в золотую и серебряную фольгу орехи, делали корзиночки, фигурки, свечки, хлопушки.

А ещё – когда до Рождества оставалось ещё немного времени, Софья Андреевна, прекрасно умевшая шить, обязательно покупала в одной из тульских лавок деревянных куколок. Вечерами она выносила в зал мешочек с лоскутками, и все шили этим куколкам одежду, делали волосы из пакли, превращая их в ангелов, барышень, и т. д.

Куколок, вместе с другими игрушками и вкусностями, развешивали на огромную ёлку. На праздник обязательно приглашали крестьянских детей. Вокруг ёлки водили хороводы, пели песни. А в конце праздника все получали подарки: яблоки, пряники, и кукол.

Однажды Лев Николаевич в шутку назвал ещё не получивших праздничный облик куколок скелетцами. И название прижилось.

Семейные новогодние традиции семьи Толстых – живы. В Ясной Поляне и в московском музее Л. Н. Толстого в конце декабря малыши, посещающие специальные занятия, с удовольствием наряжают скелетцы и развешивают их на ёлке.

 

16. Отрывок из святочного рассказа Софьи Андреевны Толстой «Куколки-скелетцы».

Иллюстрация художника А. Моравова к сборнику рассказов С. А. Толстой «Куколки-скелетцы» (Лито-типогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и к,
1910 год).

Полный текст можно прочитать здесь.

 

«Началась кройка, примерка; сочиняли для скелетцев всякие костюмы. Мисс Ханна, Ольга Николаевна, няня, которую позвали помогать, Таня, – все принялись за работу. Таня сшивала и рубила юбочки и рукава, мисс Ханна и няня шили для мальчиков рубашечки, куртки и панталончики, а Ольга Николаевна делала шапочки, шляпки и разные украшения.

Первого, самого хорошенького скелетца одели ангелом. Пышная, белая кисейная рубашечка, на голове венчик из золотой бумаги, а за деревянной спинкой два кисейных, натянутых на тонкий каркас, крылышка.

– Какая прелесть! – умильно любовалась Таня, взяв из рук матери куколку. – Ах, мама, какой миленький ангелок, кому-то он достанется!

И Таня, полюбовавшись нарядным скелетцем, бережно поставила его в сторону.

– А няня-то какого мужика одела, чудо! – кричал Илюша, поднимая куколку в красной рубашке и чёрной круглой шапочке.

Затейщица Таня сделала турку в белой чалме с красным донышком. Турке наклеили усы и бороду, сделали длинный, пёстрый кафтан и широкие шаровары.

Потом нарядили ещё скелетца офицером в золотых эполетах и с саблей из серебряной бумаги.

Были наряжены и кормилица в кокошнике, и старушка с белыми волосами из ваты, и цыганка в красной шали через плечо, и танцовщица в коротенькой юбочке с цветочками на голове, и два солдатика в синем и красном мундирах, и паяц с острой шапкой, на конце которой был пришит бубенчик. Был и повар весь в белом, и ребёночек в чепчике, и царь в золотой короне.

Работа шла весело и быстро. Из безобразных голых скелетиков всё больше и больше оживали красивые, пёстрые, нарядные куколки. Очень хороша была царица. Ольга Николаевна вырезала ей из золотой бумаги корону, сделала длинное бархатное платье, а в деревянную ручку сунула маленький веер.

Дети были в восторге от скелетцев. Три вечера под ряд шла работа, и все сорок штук были готовы и стояли рядами на столе, представляя из себя самую пёструю, красивую толпу.

Смелая Таня сбегала за отцом и привела его в залу.

– Смотри, папа, разве теперь это дрянь?

– Неужели это те уродцы, которые привезла мама. Не может быть! Да ведь это прелесть что такое!

– То-то, папа, ты нас похвали, мы три дня работали.

– Ну, оживили вы этих деревянных мертвецов. Целый народ, да ещё красивый, нарядный народ!»

 

17. Пётр I первым ввёл на Руси неделю рождественских каникул.

20 декабря 1699 года царь издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года».

Пётр сам следил за тем, чтобы новогодний праздник получился не хуже и не беднее, чем в Европе. В канун Нового года он сам зажёг на Красной площади первую ракету и поздравил население Москвы. Затем начались звон колоколов и пушечная пальба, раздались звуки литавр и труб; на улицах всю ночь горели огни (смоляные бочки, размещённые на столбах, и костры). Стрельбу «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», пуск «ракетов» − осуществляли зажиточные горожане.

Гуляния продолжались целую неделю: дома стояли украшенными, а вечером зажигали огни.

 

Полный текст указа «О праздновании Нового года»

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настаёт новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

 

18. Вот что Антон Павлович Чехов писал о новогодних праздниках…

Антон Павлович отдавал предпочтение Рождеству: «Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным». К сожалению, документальных материалов о том, как праздновала Рождество его семья, – нет.

Сохранилось поздравление, которое Чехов написал будущей жене Ольге Книппер 2 января 1901 года, которое можно назвать одним из самых трогательных новогодних поздравлений писателей:

«Ты хандришь теперь, дуся моя, или весела? Не хандри, милюся, живи, работай и почаще пиши твоему старцу Антонию. Я не имею от тебя писем уже давно, если не считать письма от 12 декабря, полученного сегодня, в котором ты описываешь, как плакала, когда я уехал. Какое это, кстати сказать, чудесное письмо! Это не ты писала, а, должно быть, кто-нибудь другой по твоей просьбе. Удивительное письмо. <…> Поздравлял ли я тебя с Новым годом в письме? Неужели нет? Целую тебе обе руки, все 10 пальцев, лоб и желаю и счастья, и покоя, и побольше любви, которая продолжалась бы подольше, этак лет 15. Как ты думаешь, может быть такая любовь? У меня может, а у тебя нет. Я тебя обнимаю, как бы ни было… Твой Тото».

А. П. Чехов писал и шутливые поздравления.

В его письме брату Александру от 2 января 1889 года мы читаем следующее:

«Велемудрый государь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом, с новым счастьем. Желаю тебе выиграть 200 тысяч и стать действительным статским советником, а наипаче всего здравствовать и иметь хлеб наш насущный в достаточном для такого обжоры, как ты, количестве. <…> Вся фамилия кланяется».

 

Самые ранние чеховские произведения (чаще всего юмористические) имеют вот такие черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей. Но в то же время – в них уже есть «семена» поэтики его зрелых сочинений: нет детальных описаний природы и бытовой обстановки, скупо представлены суждения на философские и социальные темы; в «кусочках» из жизни и в рассказах-сценках часто мелькают будущие известные «открытые» финалы поздней прозы; чистая сатира всенепременно сглажена лёгкими юмором, комизмом.

Одно из таких произведений – рассказ «Ёлка» (Впервые опубликован в № 50 от 27 декабря, ценз. разр. 23 декабря, журнала «Развлечение» за 1884 год, на стр. 1077–1078, за подписью «Человек без селезёнки»).

 

Ёлка

Высокая, вечно зелёная ёлка судьбы увешана благами жизни… От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч. Вокруг ёлки толпятся взрослые дети. Судьба раздаёт им подарки…

– Дети, кто из вас желает богатую купчиху? – спрашивает она, снимая с ветки краснощёкую купчиху, от головы до пяток усыпанную жемчугом и бриллиантами… Два дома на Плющихе, три железные лавки, одна портерная и двести тысяч деньгами! Кто хочет?

– Мне! Мне! – протягиваются за купчихой сотни рук. – Мне купчиху!

– Не толпитесь, дети, и не волнуйтесь… Все будете удовлетворены… Купчиху пусть возьмёт себе молодой эскулап. Человек, посвятивший себя науке и записавшийся в благодетели человечества, не может обойтись без пары лошадей, хорошей мебели и проч. Бери, милый доктор! Не за что… Ну-с, теперь следующий сюрприз! Место на Чухломо-Пошехонской железной дороге! Десять тысяч жалованья, столько же наградных, работы три часа в месяц, квартира в тринадцать комнат и проч. … Кто хочет? Ты, Коля? Бери, милый! Далее… Место экономки у одинокого барона Шмаус! Ах, не рвите так, mesdames! Имейте терпение!.. Следующий! Молодая, хорошенькая девушка, дочь бедных, но благородных родителей! Приданого ни гроша, но зато натура честная, чувствующая, поэтическая! Кто хочет? (Пауза.) Никто?

– Я бы взял, да кормить нечем! – слышится из угла голос поэта.

– Так никто не хочет?

– Пожалуй, давайте я возьму… Так и быть уж… – говорит маленький, подагрический старикашка, служащий в духовной консистории. – Пожалуй…

– Носовой платок Зориной! Кто хочет?

– Ах!.. Мне! Мне!.. Ах! Ногу отдавили! Мне!

– Следующий сюрприз! Роскошная библиотека, содержащая в себе все сочинения Канта, Шопенгауэра, Гёте, всех русских и иностранных авторов, массу старинных фолиантов и проч. … Кто хочет?

– Я-с! – говорит букинист Свинопасов. – Па-жалте-с!

Свинопасов берёт библиотеку, отбирает себе «Оракул», «Сонник», «Письмовник», «Настольную книгу для холостяков»…, остальное же бросает на пол…

– Следующий! Портрет Окрейца!

Слышен громкий смех…

– Давайте мне… – говорит содержатель музея Винклер. – Пригодится…

– Далее! Роскошная рамка от премии «Нови» (пауза). Никто не хочет? В таком случае далее… Порванные сапоги!

Сапоги достаются художнику… В конце концов ёлка обирается и публика расходится… Около ёлки остаётся один только сотрудник юмористических журналов…

– Мне же что? – спрашивает он судьбу. – Все получили по подарку, а мне хоть бы что. Это свинство с твоей стороны!

– Всё разобрали, ничего не осталось… Остался, впрочем, один кукиш с маслом… Хочешь?

– Не нужно… Мне и так уж надоели эти кукиши с маслом… Кассы некоторых московских редакций полнёхоньки этого добра. Нет ли чего посущественнее?

– Возьми эти рамки…

– У меня они уже есть…

– Вот уздечка, вожжи… Вот красный крест, если хочешь… Зубная боль… Ежовые рукавицы… Месяц тюрьмы за диффамации…

– Всё это у меня уже есть…

– Оловянный солдатик, ежели хочешь… Карта Севера…

Юморист машет рукой и уходит восвояси с надеждой на ёлку будущего года…

1884

 

19. Традиция украшать мандаринами новогодний стол началась в СССР в 1963 году.

Мандарины в Россию впервые привезли в 1870-х годах; оранжевый груз из Германии обычно прибывал в Москву и Петербург к концу января.

В 1890-х годах в Абхазии и Кахетии (это одна из областей Грузии) появились первые мандариновые плантации. Благодаря этому сроки доставки плодов в крупные города сократились, и вскоре зажиточные семьи начали украшать ими (часто завёрнутыми в золотую или серебряную фольгу) рождественскую ёлку.

Но – до 1960-х годов сладкие плоды в оранжевой кожуре оставались редким и дорогим лакомством.

В 1963 году в Ленинград прибыл первый сухогруз с дешёвыми мандаринами («клементинами») из Марокко. Поставки оранжевых фруктов в СССР с тех пор стали регулярными – они созревали в декабре и успевали приехать как раз к новогодним праздникам.

В декабре в Советском Союзе можно было купить к столу свежими, в основном, только яблоки и мандарины. Вот так оранжевые цитрусовые и стали ассоциироваться у русских людей с Новым годом.

 

20. Первую литературную трактовку образа Деда Мороза создал писатель, философ, музыковед, музыкальный критик, общественный деятель Владимир Фёдорович Одоевский.

В литературную традицию – Дед Мороз вошёл раньше публикации собрания русских народных сказок (1956 года), записанных собирателем фольклора, исследователем духовной культуры славянских народов, историком и литературоведом Александром Николаевичем Афанасьевым.

В сборник «Сказки дедушки Иринея», опубликованный в 1840 году, В. Ф. Одоевский (он одним из первых начал писать специально для детей) включил педагогическую сказку «Мороз Иванович», созданную по традициям устного народного эпоса, считающуюся теперь самой лучшей в его творчестве, в которой впервые давалась литературная трактовка образа обрядового, фольклорного Мороза.

Образ ещё не похож на нашего любимого новогоднего персонажа: действие происходит весной, поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец, и приходят к нему сами дети; никаких подарков к определённой дате он не делает, но щедро вознаграждает за идеально выполненную работу.

Литературовед, культуролог Елена Владимировна Душечкина писала:
«… образ этот уже узнаваем: “добрый Мороз Иванович” – “седой-седой” старик, который “как тряхнёт головой – от волос иней сыплется”; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает “горстью серебряных пятачков”, однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника».

В сказке «Мороз Иванович» Владимир Фёдорович развенчивает лень, и ярко, с помощью народного языка, показывает, что труд украшает человека.

Кстати. Русский народный образ Мороза – обработан и поэтически: в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Мороз красный нос», написанной в 1863 году.

 

Интересности собирает –
Татьяна Белоусова

 

 

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com