49. Главное из истории шампанского, и о том, как оно стало новогодним.

До XIX века никакого специального новогоднего напитка не было – просто была традиция выставлять всё самое лучшее; набор вин и настоек отличался на каждом столе и зависел от сословной принадлежности.

Первое подобие игристых вин появилось в России в конце XVII века. В кубанских станицах Цимлянской и Кумшацкой традиционно получались такие «газированные» естественным образом хмельные напитки. Известны воспоминания о том, что это было любимое вино атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии, который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века, Матвея Ивановича Платова.

Считается, что мода на шампанское появилась в России благодаря дворянскому сословию, которое предпочитало пить на светских раутах, банкетах, в праздники (в том числе и в Новый год) именно его.

В 1780 году винодел Филипп Клико отправил на пробу в столицу России небольшую партию своего вина. Из-за наполеоновских войн винные отношения России и Франции возобновились только в 1814. И шампанское стало модным; например, в 1825 году были проданы 252452 бутылки «Вдовы Клико».

В 1799 году в Судаке, в доме немецкого учёного-энциклопедиста, естествоиспытателя, путешественника на русской службе Петра Симона Палласа, − проведены первые опыты по производству шампанских вин. А благодаря деятельности графа, государственного и военного деятеля Михаила Семёновича Воронцова (в 1840-х годах) и особенно князя, основоположника виноделия в Крыму и промышленного производства игристых вин в селе – теперь Краснодарского края – Абрау-Дюрсо Льва Сергеевича Голицына − в начале XX века о российском шампанском знали уже многие.

В 1930-е годы учёный Антон Михайлович Фролов-Багреев на базе «Абрау-Дюрсо» создал демократичное резервуарное «Советское шампанское».

В начале 1960-х годов Правительство СССР решило обеспечить каждую семью бутылкой «Советского шампанского», и оно стало доступнее, появилось на новогодних столах многих людей.

Кстати, «Советское» − слаще других шампанских. По легенде, Иосифу Виссарионовичу Сталину предложили наградить орденом завод шампанских вин, но он захотел сначала попробовать продукцию. Шампанское показалось ему слишком кислым, и тогда в него добавили немного ликёра и сахара…

 

50. О рождественском рассказе…

Рождественский (в русской литературе его ещё называют «святочным») рассказ – это небольшое произведение о чуде, случившемся в рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в конце которого проблемы решаются, добро непременно побеждает зло, а герои получают необычные подарки. То есть в основе каждого рассказа обычно лежит, как ярко заметил Николай Семёнович Лесков, «небольшое событьице, имеющее совсем святочный характер».

Самым ранним русским святочным произведением литературоведы называют плутовскую новеллу петровского времени «Повесть о Флоре Скобееве». Термин же «святочный» появился после того, как в 1826 году в журнале «Русский телеграф» опубликовали «Святочные рассказы» писателя, издателя Николая Алексеевича Полевого.

Популярность святочных рассказов в России приходится на вторую половину XIX – начало XX века. Традиционно их печатали на страницах крупных периодических изданий как подарки читателям к празднику. С самым ярким интересом прочитывались рассказы (а их писали в то время почти все крупные прозаики) Дмитрия Васильевича Григоровича, Антона Павловича Чехова, Николая Семёновича Лескова, Александра Ивановича Куприна.

Неспешное, вдумчивое святочное чтение − чтение особенное, потому что повествует о несуетном, добром, чудесном, возвышенном…

 

51. Расцвет советской новогодней открытки пришёлся на 60-е−70-е годы…

И яркие художники – за несколько десятилетий создали всеми любимые образы.

Известная художница Лидия Марковна Манилова, работая над открытками, потеряла зрение: так сложно было создать яркую работу. Медвежата, зайчики, Снегурочки – герои открыток, нарисованных Аминадавом Моисеевичем Каневским, Владимиром Ивановичем Зарубиным, Владимиром Ивановичем Четвериковым – популярны и в наши дни, в XXI веке. Фотооткрытки Ивана Яковлевича Дергилёва − печатались миллионными тиражами.

Послевоенные открытки были домашними, уютными, тёплыми, показывали мирную жизнь, возвращение к семейным праздникам, румяных детей, занимающимся зимними видами спорта; появились Дед Мороз, Снегурочка, лесные животные, встречающие праздник, кремлёвские куранты.

Затем сюжеты открыток отображали ситуацию в стране. С развитием строительства появились картинки со всесоюзных строек, сюжеты, пропагандирующие крепкую советскую семью, развитие спорта и другие приметы времени. Когда Гагарин полетел в космос − Дед Мороз пересел в ракету…

 

52. Деревня Санта-Клауса находится в Лапландии, в 8 километрах к северо-востоку от центра города Рованиеми и всего
в 2 километрах от его аэропорта.

По легенде, постоянный дом и секретная мастерская Санта-Клауса, в которой изготовляются рождественские подарки, находятся на горе Корватунтури. Чтобы не быть до конца рассекреченным, он решил создать себе резиденцию, о которой знает весь мир, и с 1992 года ежедневно принимает в ней посетителей; её площадь составляет 730 квадратных метров.

Деревня Санта-Клауса начала своё существование в 1950 году. К приезду жены американского президента Элеоноры Рузвельт был сооружён небольшой деревянный домик – временное жилище Санта-Клауса (сохранился, и находится недалеко от офиса).

Деревня – офис и почта Санта-Клауса; Санта-Парк; домики-юрты с панорамными стеклянными крышами, сквозь которые видно северное сияние; рестораны (с национальной финской и международной кухнями) и магазины; небольшая оленья ферма, вольер с хаски; в центре стоит большая ёлка, украшенная маленькими флагами стран мира.

По одной из гипотез, земная кора в этом месте кора очень тонкая, и с помощью специальных механизмов Санта-Клаус может в праздник замедлить скорость вращения Земли, и таким образом посетить и одарить всех.

В кабинет, расположенный в офисе, посетители попадают через длинный сказочный коридор. Санта-Клаус и его помощники – гномы и эльфы – радушно встречают всех гостей. Санта непременно выслушивает короткий рассказ (он знает многие языки, в том числе и русский) каждого пришедшего о том, что является для него главным в этой жизни; разрешает загадать желание и посидеть рядом.

На почте можно заказать письмо от Санта-Клауса человеку, живущему в любой точке мира – его помогают составить и отослать весёлые эльфы, они предлагают варианты на 11 языках, – или отправить рождественскую открытку с добрыми пожеланиями. Все письма и открытки штампуются оригинальной печатью. Сюда же приходят письма от детей; эльфы разбирают их и передают Санта-Клаусу.

В деревне есть ещё одно развлечение – пересечение в центре парка географической и, в некоторой степени, сказочной границы Полярного круга (в его положении в 1865 году) в виде белой линии с надписью «Arctic Circle» и торжественное вручение памятных сертификатов в память о том, что посетители официально попали в арктическую зону.

И конечно просто необходимо посмотреть на большой столб с указателями направлений самых больших городов мира, посетить Дом снегоходов Санта-Клауса (музей истории и эволюции этого транспорта в арктических районах).

На глубине нескольких десятков метров находится Санта-Парк, открытый в 1998 году и работающий только зимой и летом. Это сооружение в виде серии туннелей, которые проложены прямо внутри скалы. В нём живут разные сказочные персонажи и эльфы. Здесь имеется возможность увидеть их кропотливый труд, поучаствовать в яркой интерактивной экскурсии: например, в школе эльфов можно научиться каллиграфически подписывать открытки; в кондитерской и на кухне миссис Клаус – не только попробовать имбирное печенье (и другие сладости), но и самому научиться его готовить; в Ледяной галерее царства Ледяной принцессы – полюбоваться скульптурами северных животных и сказочных персонажей.

Несколько раз в год (зимой) на территории деревни Санта-Клауса проходят масштабные мероприятия. Например. В конце ноября собирает тысячи туристов со всего мира открытие Рождественского сезона. Ещё одно представление Санта-Клаус устраивает в канун Рождества, перед тем как поехать развозить подарки.

Посещение деревни Санта-Клауса бесплатное; платить нужно только за услуги на территории – за фотографию с Сантой, сувениры, письма и открытки; за еду в ресторанах, кафе; за катание на оленьих и собачьих упряжках; и т. д.

 

53. Почему в феврале (исключение – високосный год) 28 дней.

Так как в южных странах понятие сезона – условно, то самой потенциальной причиной разбивки года на месяцы стали лунные циклы.

Древнейший из используемых календарей – Ромулов – был составлен из 10 месяцев и 304 дней (первым был март, последним – декабрь). Эту систему исчисления римляне позаимствовали у греков.

Древнеримский император Нума Помпилий взял за основу базу знаний этрусков, у которых календарь включал 12 месяцев, и добавил ещё два месяца – январь и февраль; количество дней, соответственно, увеличилось − 365. Месяцы состояли из 29 или 31 дня, потому что считалось: чётные числа приносят несчастье. Так как февраль был «сделан» последним, он получил то, что не вошло в другие месяцы, – 28 дней.

Существует и легенда.

Календарь, введённый Юлием Цезарем, упорядочил дни: 31 в нечётных месяцах, 30 – в чётных. В феврале изначально было 29 дней, а в високосном году – 30. Племянник Юлия Цезаря император Октавиан Август − захотел назвать в свою честь один из месяцев. К тому времени уже был создан июль, получивший имя в честь Цезаря. И честолюбивый племянник не смог допустить, чтобы в июле было больше дней, чем в августе, поэтому и «забрал» у февраля 29 день (скорее всего, на него пал выбор потому что у римлян февраль имел грустную славу: в это время года было принято вспоминать ушедших навсегда).

Кстати. В 1930 году в СССР обсуждалась вероятность введения революционного советского календаря, включавшего 30 февраля; но это предложение не было принято.

 

54. От високосного года – не нужно ждать несчастий!

Необходимо вспомнить о народном названии дня у восточных славян − Касьянов день: 29 февраля почитается святой Иоанн Кассиан Римлянин, или Иоанн Массалийский.

Легенды о Касьяне, о котором говорили: «Касьян на скот взглянет – скот валится; на дерево – дерево сохнет», − не отличаются теплотой, вера в них имеет явные языческие корни. Этнографы считают, что дело как раз во времени: для восточных славян-земледельцев это было очень непростое время перехода от затяжной зимы к весне.

По одной из легенд, Касьян был светлым ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Бога изгнать с небес всю сатанинскую силу. Он раскаялся и получил мягкую кару: приставленный ангел бьёт Касьяна молотом по лбу три года подряд, а на четвёртый − даёт передышку.

Другая легенда – рассказывает… Святой Касьян и Николай Угодник однажды встретили мужика с телегой, застрявшей в грязи. Касьян не рискнул пачкать ризу, а вот Николай помог беде. Так и пришли к Богу: Николай в вымазанной одежде, а Касьян чистый. Узнав причину, Бог покарал Касьяна, оставив ему именины один раз в четыре года.

Ещё одна легенда гласит: Касьяна поставили стражем у ворот ада; раз в 4 года, 29 февраля, предателю дают выходной и отпускают погулять среди людей.

Если взглянуть на историю России XX века – то вспомнится разве что землетрясение в Армении, произошедшее в 1988 году. То есть, високосный год – это просто год, в котором просто есть ещё один дополнительный день.

 

55. О новогодних открытках в годы Великой Отечественной войны.

После долгого перерыва вновь в Новый год открытки появились только в декабре 1941 года. Так, в издательстве «Искусство» художники, для ускорения печати, создали двуцветные открытки – красно-чёрные (печать и бумага были не самые лучшие). Открытка была самым простым способом связи фронта с тылом; к тому же, она легче всего подвергалась цензуре – её не было необходимости вскрывать.

На новогодних открытках времён войны преобладали новое оружие, и даже портреты героев; был изображён Дед Мороз с автоматом или с метлой, выметающий фашистов. Надписи, например, на первых открытках содержали вот такой текст: «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперёд, на полный разгром врага!» К сожалению, новогодние тиражи не радовали (массовость была условной): 7,5 тысяч в 1944 году, 25 тысяч экземпляров − в 1945.

С 1945 года русские бойцы, находящиеся на территории освобождённой Европы, отправляли домой красивые импортные открытки.

После войны несколько лет по рукам ходили только «базарные» карточки, которые переснимали с оригиналов, часто даже с тех, которые приходили на фронт немцам.

Приказ о возрождении открыток подписали лишь в 1953 году: издательство «Искусство» выпустило открытку В. К. Иванова с изображением Спасской башни, с надписью «С новым годом, товарищи!» фантастическим тиражом − 200000 экземпляров.

 

56. О сюжетах советских новогодних открыток.

В 60-е−70-е годы, на которые пришёлся рассвет выпуска советских открыток, на них появились «предметы роскоши» − телевизор, детские механические игрушки.

В 1975 году появился сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. И Дед Мороз развозил подарки на самолёте.

С новым 1980 годом всех поздравлял медвежонок (он играл в хоккей, шёл рядом с Дедом Морозом, ехал на автомобиле или просто стоял возле ёлки): близилась Олимпиада. А во время антиалкогольной кампании исчезли все открытки с шампанским и с любыми бокалами…

В 80-ые годы появились фотооткрытки: натюрморты с еловыми ветками, блестящими шарами, серпантином и горящими свечками, зимние пейзажи; хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные гжелью. В это время блистали и открытки с надписями из фольги, тиснёным рисунком.

Но кремлёвские башни, куранты, звёзды, сказочные герои, тройка лошадей – были всегда.

В начале 90-х годов вернулись открытки «С Рождеством» – как созданные современными художниками, так и скопированные со старинных.

Даже сейчас приятно получить печатную открытку в конверте. А отправление именно старых, но таких родных советских открыток в электронном виде − становится всё более популярным…

Интересности собирает –
Татьяна Белоусова