ЧИТАЙТЕ НОВУЮ ЧАСТЬ ЗДЕСЬ КАЖДЫЕ ДВЕ НЕДЕЛИ!

29. О санях. Коротко.

В древнерусских летописях сани упоминаются с IX века.

Слово – имеет, по всей видимости, именно славянское происхождение. В «Этимологическом словаре русского языка» русского и немецкого лингвиста, лексикографа, слависта и балканиста российского происхождения Макса Юлиуса Фридриха Фасмера, в числе прочего, интересного больше для филологов, значится:
«Сани – мн., др.-русск. сани мн., др.-русск., цслав. сань ж. “змея”. Ввиду значения “сани, санный полоз” и “змея” (ср. полоз, чеш. рlаz “пресмыкающееся”) исконнославянское происхождение вероятнее, чем заимствование».

Устройство первых саней было очень простым: две жерди связывали между собой и крепили на лошадь или оленя. Со временем появилась знакомая нам ладья с загнутыми полозьям. А у голландцев и скандинавов в XVII веке были сани с парусом; на них ездили по замёрзшим каналам и озёрам. Пётр I, конечно, привёз эти сани в Россию, и, по свидетельствам очевидцев, любил кататься под парусом по замёрзшей Неве, чтобы «не забыть морскую экзерцицию».

На Руси до XVIII века на санях ездили даже летом: они считались почётным транспортом и, к тому же, не застревали в грязевой каше плохих русских дорог.

Например, историк, этнограф, публицист, писатель Николай Иванович Костомаров в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII столетиях» писал:

«…езда в санях считалась почётнее езды на колёсах; в торжественных случаях сани употреблялись и летом, особливо духовными лицами <…> Так, патриарх Иерусалимский, приезжавший в Москву для посвящения в патриархи Филарета, ехал в Успенский собор в санях, хотя это было 24 июня. Архиереи обыкновенно езжали к обедне в санях и летом, как и зимою; спереди служка нёс посох; позади шли служки».

В XX веке инженеры начали изменять сани.

В 1910 году инженер Алексей Степанович Кузин взял самолётные двигатель, винт и лёгкую, прочную несущую конструкцию корпуса, и создал аэросани – по сути, прототип снегохода.

В 1961 году группа изобретателей под руководством инженера Глеба Васильевича Махоткина СКБ учёного и авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева – придумала аэросани-амфибию, пригодные для перемещения и по воде, и по битому или твёрдому льду и снегу.

А с помощью усовершенствованных буеров (лёгких лодок или платформ, установленных на особых металлических коньках, предназначенных для скольжения по льду и оснащённых мачтами с парусами) во Вторую мировую войну доставляли продукты в блокадный Ленинград.

Сейчас сани как непременный элемент быта почти исчезли.

Но…

Теперь есть санный спорт.

В XIX веке в швейцарских Альпах туристы катались на санях с гор, а самые азартные устраивали соревнования. Первые международные соревнования прошли 12 февраля 1883 года именно в Швейцарии, возле горнолыжного курорта Давос, где была создана трасса протяжённостью 4 километра; приехал 21 спортсмен из 6 стран мира.

Санный спорт впервые был включён в программу зимних Олимпийских игр в 1964 году (первые соревнования прошли на трассе австрийского города Инсбрука).

Осталось и зимнее развлечение.

Уже несколько столетий в России люди катаются на санках с гор. Долгое время пик забавы выпадал Масленичную неделю (сначала с горок спускались дети, а позже – и взрослые); а когда Пётр I перенёс празднование Нового года с 1 сентября на 1 января, поводов и времени для этих незатейливых радостей стало больше.

Современные взрослые думают, что катание на санках – развлечение только для детей. Но это не так. Это и зимний способ (сопряжённый с также доказанной полезной радостью) поддерживать тело в тонусе: подъёмы и спуски вполне сравнимы с кардионагрузками, которые прекрасно тренируют сердце и сжигают в час от 300 до 400 калорий: то есть можно позволить себе и катание, и около 80 граммов молочного шоколада – и стать, получается, в три раза счастливее.

 

30. Мишура.

Мишура – классическое украшение в виде гирлянд из позолоченных, серебряных или медных нитей, имитирующее на ветках ёлки блестящие сосульки. В её производстве применяют медную или латунную проволоку, которые расплющивают в тонкую полоску, а также алюминиевую фольгу и полимерные материалы, например, лавсан, поливинилхлорид.

Украшать ёлки этими не тающими в помещении сосульками придумали в XVII веке в Германии. В России мишура появилась в XVIII веке. Для обеспеченных людей её делали из настоящего серебра, нарезая его тоненькими полосками, превращая в серебристый прочный «дождик» (у украшения были два ярких недостатка: достаточно высокая цена и быстро тускнеющее – от жара свечей – серебро). Дешёвую мишуру создавали из расплющенных оловянных проволочек, закручивая их в спирали.

Существует красивая легенда о мишуре.

Давным-давно жила добрая бедная женщина, у которой было много детей. Она не могла богато нарядить ёлку к Рождеству, и украсила её как смогла, ведь детям так хотелось праздника! Ночью, когда все спали, на ёлке побывали пауки, и оставили на её ветвях блестящую паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сияющее серебро.

Современные производители мишуры постоянно совершенствуются, делая её белее уникальной, украшенной, например, звёздочками, кружочками или ёлочками. Так что можно создать неповторимый наряд для своей ёлки, просто набросив на неё несколько этих сверкающих гирлянд…

Интересности собирает –
Татьяна Белоусова

 

HTML Snippets Powered By : XYZScripts.com