История написания и редактирования «Ёлки в Горках» выглядит ещё сложнее. Этот текст – результат коллективного творчества участников и свидетелей события и создателей канонической биографии Владимира Ильича Ленина. В самом последнем варианте, по желанию Ленина (тяжело больного и парализованного – в детских изданиях об этом, конечно, не написано), в имении Горки под Москвой, где он жил последние два года, организовали ёлку для местной детворы. Даже существует фотоснимок, на котором Владимир Ильич в окружении детей сидит в кресле на фоне ёлки и парализованной правой рукой (!) гладит их по головкам.
Б. А. Равдин в работе «Ленин в Горках – болезнь и смерть» (вышедшей под псевдонимом Н. Петренко) проследил по документам, как скрупулезно формировалась официальная легенда о празднике ёлки в Горках.
Первые сведения об этом празднике появились через несколько дней после смерти Владимира Ильича: 24 января 1924 года газета «Вечерняя Москва» оповестила, что в «последние дни перед смертью» Ленин устроил ёлку для крестьянских детей. В тот же самый день в «Правде» было напечатано «Сообщение о болезни и смерти В. И. Ленина», подписанное лечившими его врачами, где также упоминалось о прошедшей в Горках ёлке: «На Рождество
1923 года была устроена ёлка для детей». Писали о ёлке в Горках и другие издания.
В создании канонического текста, как обнаружил Равдин, одной из существенных проблем был поиск наиболее удачного варианта датирования праздника ёлки с участием Ленина. Сначала дату ёлки в Горках перенесли с 25 декабря на 7 января. Но нужно было следить, чтобы дети не получали нежелательную информацию, поэтому биографы Ленина и издатели решили, что самым подходящим будет словосочетание «новогодний вечер»: «В новогодний вечер для детей, живущих в Горках, была устроена ёлка». Только в «Биографической хронике» Ленина (состоявшей из 12 томов), выпущенной в 1982 году, общение с детьми в Горках датируется 7 января, со ссылкой на воспоминания А. С. Курской: «Ленин присутствует на ёлке, устроенной М. И. Ульяновой в большом зале для детей совхоза и санатория “Горки”; следит за играми детей, слушает их хоровое пение. В ответ на вопрос, не мешает ли ему шум детей, просит не останавливать их; вместе с Марией Ильиничной раздаёт детям подарки с ёлки».
Вторая проблема при идеологическом редактировании текста возникла с социальным составом. Равдин составил сводный список гостей, которые, если верить печатным текстам, присутствовали на ёлке – не забыли никого (это дети рабочих и крестьян деревни Горки и совхоза, окрестных сёл, рабочих и сотрудников соседнего санатория, местной больницы, ближайшего детского дома и, наконец, детей служащих в имении Горки). Охрана вспоминала, что детей привезли «на пяти лошадях, запряжённых в сани». Если в 1924 году Г. Я. Лозгачев отмечал, что «собралось человек 10 детей», то с середины 1950-х годов он в переиздававшихся мемуарах говорил: «Всё это были детишки рабочих и служащих совхоза, санатория и местной больницы. Среди них и школьники, и малыши трёх-четырёх лет, ни один не был обойдён приглашением».
В 1938 году художница Е. С. Зернова обратилась к Крупской с просьбой рассказать о том, как проходила ёлка в Горках. Надежда Константиновна ответила: «Дорогой товарищ, я не советовала бы Вам брать эту тему. Ильич ничего против ёлок не имел, но и не придавал им никакого значения. Он был на ёлке в Горках, но тогда он был тяжело болен, его вывезли на ёлку в кресле, было на ёлке ребят там очень мало». Как полагает Равдин, на празднике ёлки в Горках было не более пяти-шести родственников, воспитанников и близких семьи Ульяновых, и несколько детей персонала, обслуживавшего Горки.
Рассказ «Ёлка в Горках», как и рассказ «Ёлка в Сокольниках», пережил множество переизданий, редакций, переложений. Павло Макрушенко и Виссарион Саянов, – написали каждый свою «Ёлку в Горках»
В день тридцатой годовщины со дня смерти Ленина, 21 января 1954 года, в «Правде» опубликовали теперь уже забытое всеми стихотворение В. М. Саянова:
Когда в Георгиевском зале
Заводят быстрый хоровод
И песня счастья рвётся в дали,
Я вспоминаю давний год,
И снова вижу ёлку в Горках
Для деревенских малышей,
Старух в тулупах и опорках,
Приведших к Ленину детей,
Как будто к дедушке родному.
Как будто в свой отцовский дом,
К нему, пленительно живому,
Чей шаг в веках мы узнаём.
Он был тогда смертельно болен,
А всё светился лаской взгляд…
Он этой встречей был доволен
И звонким, чистым песням рад.
Смеялись девочки лукаво
И пели песни вперебой,
Был Дед Мороз красив на славу –
Мальчишка с белой бородой,
И всех лесов окрестных ели
В сиянье звёздного луча
До ночи с завистью глядели
На эту ёлку Ильича.
На ней горели ярко свечи
И розы пышные цвели…
А он мечтал в тот давний вечер
О счастье всех детей земли.
О Владимире Ильиче Ленине и других известных людях того времени – сейчас пишут и говорят разное. Но всё же не стоит говорить о страницах истории Октябрьской революции, СССР лишь дурное. Это была эпоха в жизни страны, в которой было, как и в любое иное время, много и плюсов, и минусов.
Пожалуй, одним из самых больших плюсов – было спокойное, радостное детство: с учёбой без ЕГЭ, прогулками без сопровождения взрослых, праздниками ёлки; с бесконечными внушениями искренности и беспечности – в том числе и в рассказах для детей о «добром дедушке Ленине». Конечно, их, как и рассмотренные здесь сюжеты «Ёлка в Сокольниках» и «Ёлка в Кремле», трансформировали согласно идеологии, и не всё, как мы увидели, было гладко в канонизации образа Владимира Ильича, но – у детей было детство. С ёлкой.