Здравствуйте, дорогие читатели!
Цель этой серии моих постов – пересмотреть, вместе с вами, лучшее, искреннее, обожаемое кино. Они не рекламные, и не претендуют на всеобъемлемость, объективность.
Пользуясь своим «служебным положением», я вспомню мой самый-самый любимый телефильм. Тем более сегодня – 45 лет со дня его премьеры на ТВ.

«Д’Артаньян и три мушкетёра»

В 1974 году Александр Георгиевич Товстоногов, сын легендарно известного художественного руководителя БДТ, поставил в Московском ТЮЗе спектакль, сценарий для которого написал Марк Григорьевич Розовский, тексты песен – Юрий Евгеньевич Ряшенцев, а музыку – Максим Исаакович Дунаевский. Когда спектакль убрали из репертуара – Гостелерадио задумало его экранизировать.
Трёхсерийный музыкальный приключенческий фильм по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра» снят в 1978 году на Одесской киностудии режиссёром Георгием Эмильевичем Юнгвальд-Хилькевичем.
Но телепремьера на Центральном телевидении, из-за судебной тяжбы Юнгвальд-Хилькевича с Розовским и Ряшенцевым, – состоялась только 25 декабря 1979 года.
Фильм сначала ругали. Потому что все вокруг были настроены на классику Андрея Арсеньевича Тарковского и Андрея Сергеевича Кончаловского. Но потом – полюбили.
В нём мало кто говорит своим голосом. Так, например, Арамиса озвучивал Игорь Николаевич Ясулович, а пел за него солист группы «Коробейники» Владимир Чуйкин.
Люди моего поколения (выросшие вместе с этим фильмом) с трудом представляют в нём других актёров. Но это вполне могла бы быть и абсолютно иная картина. Потому что д’Артаньяна должен был «представлять» Александр Гаврилович Абдулов; в образе Миледи режиссёр видел только Елену Яковлевну Соловей; на роль Атоса пробовались Юрий Мефодьевич Соломин и Василий Борисович Ливанов; а роль графа Рошфора предназначалась – Михаилу Сергеевичу Боярскому. Выбранные в итоге актёры были старше своих персонажей: Михаилу Боярскому было уже 29 (д’Артаньяну – 18), Вениамину Борисовичу Смехову – 39 (Атосу – 26), Валентину Смирницкому – 35 (Портосу – 24), Игорю Старыгину – 33 (Арамису – 23).
О сьёмках ходило в своё время много разных слухов, часто подогреваемых самими их участниками.
Михаил Сергеевич Боярский потом пытался развеять романтику: «На самом деле это долгий, нудный процесс, жара, лошади, мухи, работа, работа… жить неудобно, в туалет неудобно ходить. Были такие уставшие, что доползти бы до кровати».
А Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич в одном из интервью честно сказал:
«Ну как, скажите, мне его (фильм – Т. Б.) любить, если он рождался на моём горбу, – и отнюдь не в переносном смысле. Бюджет был нищенский, техники нормальной не было, мало того что снимали “Конвас-автоматом”, самой поганой в мире – ручной! – камерой, из-за отсутствия операторской машины, чтобы снять что-то в движении, я высовывался в окно такси, ложился на живот, а оператор Саша Полынников мне на спину ставил этот самый “Конвас” в пятнадцать-двадцать килограммов весом. Мы ехали параллельно скачущим или бегущим героям и снимали».
Но в книге «За кадром» он писал (и это, наверное, и есть секрет долголетия картины):
«Мои “Мушкетёры” воспитаны на системе Станиславского. Я прекрасно понимал, что главной ошибкой может стать желание актёров играть “по-французски”. И я объяснял каждому:
– Мы ничего не представляем, мы просто развлекаемся – играем в мушкетёров.
И они играли в мушкетёров, как пацаны.
Мои “Мушкетёры” вошли в образ правильным путём. Они так жили какое-то время, и не только в фильме. Связанные с их тогдашним образом жизни неприятности и конфликты прошли и забылись, а фильм с живыми и любимыми мушкетёрами ещё жив. И кажется, чувствует себя молодым».
Хотя в 1992 году появились философские «Мушкетёры двадцать лет спустя», в 1993 Георгий Эмильевич снял продолжение «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», в котором наши любимые герои не умирают, а уезжают на верблюдах на очередную войну; а в 2008 почти все герои и актёры встретились в полусказочном фильме, созданном по книге Антона Маркова «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», – мы по-прежнему каждый Новый год ждём встречи на ТВ именно с самой первой частью…

До скорой встречи!

Ваша Татьяна Белоусова