Здравствуйте, дорогие читатели!
Ну а один из самых любимых наших фильмов, несомненно, этот…

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени Максима Горького в 1961 году режиссёром Александром Артуровичем Роу. Премьера состоялась 8 января 1962 года.
Это ещё одна, яркая и самодостаточная, постановка по повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В 1960-е годы в СССР нельзя было выпустить фильм с названием «Ночь перед Рождеством»: ведь из календаря этот праздник давно исчез. Тогда А. А. Роу решил написать в титрах название всего сборника – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но цензоры не унимались: «Повесть кишит религиозными обрядами». А Александр Артурович пообещал: «Я высмею их все». И создал талантливую комедию. При этом довольно подробно воспроизвёл рождественские ритуалы, воскресил подлинные украинские рождественские колядки, и даже отрывок из православного рождественского тропаря.
Роу хотел снимать фильм в Полтавской области Украины, ведь именно там происходило действие повести. Но пока готовились к съёмкам – наступил март. Поэтому хутором близ Диканьки стал заснеженный ещё посёлок «13-й километр» около города Кировска, который находился в Мурманской области. Там декораторы за несколько дней построили украинскую деревню, а помощники набрали для участия в массовых сценах местных жителей.
15 декабря 1961 года, в знак благодарности за содействие и гостеприимство, именно в Доме культуры комбината «Апатит» – состоялась самая первая премьера. Перед началом по фойе бегали дети из театральной студии, переодетые в чёртиков, и бросали во всех ватные снежки.
В своей работе Александр Артурович Роу опирался на нескольких актёров, которые играли почти в каждом его фильме. Так, в «Вечера…» он пригласил Анатолия Львовича Кубацкого (кум Панас), Сергея Александровича Мартинсона (дьяк Осип Никифорович), Георгия Францевича Милляра (Чёрт).
Людмила Ивановна Хитяева (на роль Солохи Роу утвердил её без проб) вспоминала о Мартинсоне: «Он замечательно двигался, был очень пластичным и обладал прекрасным чувством юмора. Когда он тянул руку к моей шее и гнусавым голосом спрашивал: “А что это у вас, божественная Солоха?”, – никто не мог удержаться от смеха». Надевая костюм чёрта, Георгий Францевич Милляр каждый раз повторял: «Господи, прости за хулиганство!» Он прекрасно исполнил почти все трюки, на морозе, в лёгком, обтягивающем трико, обшитом паклей. Но веселился как ребёнок: например, героя Анатолия Кубацкого называл Поносом, а себя за свои проделки (шалил не хуже своего персонажа) – Стариком Похабычем. Чтобы Л. Хитяева выглядела дородной казачкой – ей подкладывали под юбку толщинки и просили чаще наклонять голову вперёд, так был виден нужный двойной подбородок.
Актёров на главные роли искали долго. Роу отсмотрел 5000 претенденток на роль Оксаны. В итоге её сыграла девятнадцатилетняя Людмила Николаевна Мызникова, которую Александр Артурович случайно встретил в коридорах Киевской киностудии. Вакулу же –воплотил студент Киевского театрального института Юрий Петрович Тавров, для которого эта работа в кино стала почти единственной.
Мы ещё не раз с удовольствием окунёмся в уютную, праздничную, спокойную и добрую атмосферу этой сказки-комедии. Потому что актёры в ней не играют, а живут. Потому что хоть спецэффекты и уступают спецэффектам современного кино, – ещё и ещё хочется любоваться: как они красиво и натурально выполнены. Например. Полёт Вакулы на Чёрте снимали в павильоне. Декораторы повесили на стену плотную бархатную ткань тёмно-синего цвета; а роли сияющих звёзд «сыграли» ёлочные игрушки. Потому что каждый раз поражают и мельчайшие детали. Так, черевички, которые императрица подарила Вакуле, сделали в бутафорском цехе киностудии Горького – из пластика с перламутровым налётом, украсили стразами и росписью (на них можно посмотреть в Москве, в Государственном центральном музее кино).

До скорой встречи!

Ваша Татьяна Белоусова