Здравствуйте, дорогие читатели!
Продолжаем вспоминать любимые кинофильмы…
«Зигзаг удачи»
Эта трагикомедия Эльдара Александровича Рязанова, снятая на «Мосфильме» (в ней мы и видим Москву) в январе–феврале
1968 года, вышла на экраны 30 декабря.
Рязанов и прозаик, драматург, сценарист Эмиль Вениаминович Брагинский использовали тот же подход, который оказался удачным в совместной работе над фильмом «Берегись автомобиля». Сценарий, созданный на основе реального эпизода жизни человека, использовавшего деньги кассы взаимопомощи, и главного театрального конфликта того времени, случившегося в творческом коллективе московского театра «Современник» (даже название фотоателье отсылает именно к театру), – сначала опубликовали как повесть в журнале «Наш современник»; и затем авторы подали заявку на создание фильма. Уже одобренные произведения – быстрее проходили барьеры цензуры; и кинофильм, с рабочим названием «Кривая счастья», легко принял худсовет киностудии (в частности, его одобрил писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров Юрий Маркович Нагибин).
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский писали образ главного героя «под» Иннокентия Михайловича Смоктуновского, но он не вовремя заболел. На эту роль пробовались Андрей Александрович Миронов, Александр Анатольевич Ширвиндт, Сергей Каюмович Шакуров. Но Рязанов выбрал неожиданную кандидатуру Евгения Павловича Леонова, которого вначале видели в образе директора фотоателье. Но худсовет студии считал, что этот герой должен иметь более яркую и киногеничную внешность. Тогда Рязанов начал тянуть время. Так как натура «уходила» – критики студии согласились на Леонова. На роль директора автобазы пробовался Юрий Иосифович Визбор, но он не подходил по типажу. В итоге идеально воплотил этого персонажа Евгений Александрович Евстигнеев. Авторы видели Алевтину в исполнении Алисы Бруновны Фрейндлих, тем более что Рязанов давно уже хотел снять её у себя. Но она в это время ждала ребёнка. Поэтому взяли актрису театра имени Моссовета Валентину Илларионовну Талызину. На роль ретушёра Пети Эльдар Рязанов выбрал малоизвестного тогда Георгия Ивановича Буркова, так как у него было «идеальное лицо спившегося русского интеллигента».
Художественный совет почти без замечаний одобрил фильм. Но профсоюз – раскритиковал комедийное отношение авторов к работе фотоателье и, особенно, – к деньгам кассы взаимопомощи. В итоге «Зигзаг удачи» получил вторую категорию и ограничения по прокату. Эльдар Рязанов писал об этом выборе в книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги»:
«…Я долго не мог понять эту странную прокатную политику. Из чего она исходит? Из того, что на окраинах живут люди второго сорта, которых можно не принимать в расчёт и показывать им идеологический брак? Или же, наоборот, население окраин настолько закалено в идейном отношении, что не поддаётся вредному, тлетворному влиянию сомнительных произведений?»
Тем не менее в первый год проката «Зигзаг удачи» посмотрели 24 миллиона зрителей.
Фильм получил неоднозначные отзывы критиков: они похвалили сценарий (особенно социальную сторону сюжета, иронию по отношению к деньгам) и постановку, но отметили слабую проработку центральных персонажей и неубедительный финал; часто, как и зрители, разделяли сомнения профсоюза.
Сам Э. А. Рязанов отмечал: «Наиболее сатирическая из моих картин отняла много сил и оставила рубец на душе».
Нея Марковна Зоркая в сборнике «Мастера советского кино» писала:
«“Зигзаг удачи” – фильм городской улицы, уличной толпы, вечерней предпраздничной толчеи, и ритм его – городской проход-полубег, переходящий просто в бег, когда за Володей и его выигрышем устремляет свою погоню “Современник”. Переливчатая, без всяких швов от эпизода к эпизоду, картина целостна, на едином дыхании».
Наверное за это мы и любим его пересматривать…
До скорой встречи!
Ваша Татьяна Белоусова