Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня я предлагаю вам вспомнить, или открыть для себя, фильм, который вышел на экраны (в Российской империи) 26 декабря 1913 года.

«Ночь перед Рождеством»

Это немой художественный фильм Владислава Александровича Старевича, самая первая экранизация повести Николая Васильевича Гоголя, которая сохранила её дух.
В. А. Старевич – русский, французский кинорежиссёр, один из основоположников русской мультипликации, который создал первые в мире коммерческие мультфильмы, снятые в технике кукольной мультипликации. «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», – писал о нём американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр Уолт Дисней. Владислав Александрович снимал и игровые фильмы. Первым, в 1912 году, он создал фильм по повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» (к сожалению, не сохранился), который получил заслуженную международную славу, и получил Золотую медаль на конкурсе фильмов во время Всемирной выставки в Милане.
Вторым фильмом мастера – стала «Ночь перед Рождеством». В этой картине впервые в истории кинематографа совмещены графическая мультипликация и игра живых актёров.
Фильм снят при поддержке «Торгового дома Ханжонкова» – российской компании по производству и прокату кинофильмов, образованной в 1906 году русским предпринимателем, организатором кинопроизводства, режиссёром, сценаристом, одним из начинателей русского кинематографа Александром Алексеевичем Ханжонковым.
В начале каждый персонаж показывает себя, позируя перед камерой.
Солоху – идеально воплотила Лидия Тридентская. Чёрта (очень специфичного) – сыграл Иван Ильич Мозжухин. Роль Оксаны исполнила красавица Ольга Дмитриевна Оболенская. Кузнец Вакула получился у Петра Лопухина лиричным, грустным, выглядящим старше героя Гоголя.
Сценарий, который написал Владислав Александрович Старевич, – полностью соответствует повести. Но есть заметное исключение. В царском дворце казаков встречает князь Потёмкин; он же – дарит Вакуле черевички. Это – одна из особенностей эпохи: в то время воспрещалось, за исключением особых поводов, изображение особ из царствующей династии; и если бы Старевич ослушался, – фильм не пропустили бы цензоры.
Когда кинокартина вышла на экраны – в её адрес посыпался ряд отзывов. Так, например, в журнале «Кино-театр и жизнь» (№ 2 за 1913 год) читаем:
«“Ночь перед Рождеством” (по Гоголю) – очень хорошо инсценированная и разыгранная кинопьеса, однако, не лишённая недостатков там, где фигурируют народные группы. Из всех артистов, вообще хорошо выполнивших свои роли, нельзя не отметить перед другими грим и игру г. Мозжухина в роли чёрта. Малоудачны фантастические картины полёта Солохи на метле и Вакулы на чёрте; однако эффектный трюк с уменьшением чёрта удался в совершенстве. Картина будет иметь успех в России как живая иллюстрация к литературному произведению, знакомому всей русской публике».
В 2003 году в «Ночь перед Рождеством» добавили музыку композитора Максима Кравченко, которая звучала в компьютерной игре «Волшебный сон» 1997 года, получившей премию «Аниграф» за номинацию «Лучшая графика в игре». Впервые озвученную версию зрители увидели в телепередаче «Иллюзион» на канале «Культура».
Так прекрасно, интересно, занимательно и поучительно – прикоснуться к первоисточнику, который никогда не постареет, не потускнеет!..

До скорой встречи!

Ваша Татьяна Белоусова