Здравствуйте, дорогие читатели!

Премьера этого художественного комедийного фильма автора сценария и режиссёра Виктора Михайловича Иванова, снятого на Киевской киностудии имени Довженко, состоялась 21 декабря 1961 года.

«За двумя зайцами»
Поставлен по одноимённой пьесе Михаила Петровича Старицкого (премьера в театре 4 ноября 1883) – это была переработка комедии Ивана Семёновича Нечуя-Левицкого «На Кожемяках» (1875).
В действие пьесы к и так гениальным диалогам Иванов добавил ещё шутки, вроде таких, как: «− Химка! − Га? − Не гавкай! − Я не гавкаю, а гакаю!» Но и из диалогов Старицкого тоже много чего ушло «в народ».
Первоначально снят на украинском языке (натурные съёмки проходили в городе Киеве, обычные – в павильонах), так как получил вторую категорию и планировался к показу только на территории Украинской ССР (чиновники посчитали, что фильм про приключения брачного афериста мало кому может быть интересен). Но когда стал популярным − его частично переозвучили те же актёры на русский язык, и он был запущен во всесоюзный прокат. Оригинальная звуковая дорожка долгое время считалась утерянной, но в 2013 году − найдена в Мариупольском фильмфонде.
На роль Свирида Голохвостова пробовались многие актёры. В итоге режиссёр выбрал Николая Олимпиевича Гриценко и Юрия Трофимовича Тимошенко – оба отказались из-за своих плотных графиков. Виктору Михайловичу посоветовали взять театрального актёра Олега Ивановича Борисова. Режиссёр пригласил его на пробы без особого воодушевления − но когда Борисов предстал перед ним в гриме и костюме, понял: больше искать никого не нужно (образ Голохвостова во многом режиссёр позаимствовал у приятеля сына, который был стилягой).
В образе Прони Виктор Иванов хотел видеть только Майю Григорьевну Булгакову. Она должна была явиться на съёмочную площадку, чтобы подыграть актрисам, которые пробовались на роль матери Прони. Но в итоге застряла в лифте. У Иванова не было времени ждать, поэтому он попросил подыграть первую попавшуюся актрису – Маргариту Васильевну Криницыну. И ему понравилось. По другой версии – Криницыну ему навязали, так как она была женой редактора и сценариста студии Довженко. Незадолго до начала съёмок Маргарита Васильевна неудачно разгрызла орех. Режиссёру это понравилось − образ так «звучал» ещё лучше; он даже взял с актрисы слово, что та не вставит зуб до окончания съёмок.
Одну из эпизодических ролей − товарища Голохвостого (в канотье и с усиками) − сыграл ветеран войны и сын полка Пётр Михайлович Филоненко. В 1943 году в возрасте 13 лет он, повторив подвиг Александра Матросова, закрыл собой амбразуру дота (долговременной огневой точки); и выжил.
Посмотрим ещё раз – вечная тема, яркие образы, шикарная постановка приблизят нас к любимому празднику…

До скорой встречи!

Ваша Татьяна Белоусова