Здравствуйте, дорогие читатели!
Премьера этого двухсерийного фильма, в котором смешались жанры мюзикла и фантастики, состоялась 31 декабря 1978 года по Первой программе ЦТ. Снял его (на киностудии «Мосфильм») Леонид Александрович Квинихидзе (Файнциммер). Это одна из самых значительных работ Квинихидзе и композитора Александра Сергеевича Зацепина.
«31 июня»
По мотивам одноимённой повести (написана в 1961 году) английского писателя Джона Бойнтона Пристли.
Это – вторая попытка экранизации.В 1977 году на Ленинградском телевидении сняли телепостановку «Лишний день в июне», где роли художника Сэма и принцессы Мелисенты исполнили Михаил Сергеевич Боярский и Лариса Луппиан. Его два раза показали по Ленинградскому ТВ. Затем стёрли; сохранилась только аудиодорожка.
Фильм «31 июня» разительно отличается от повести. В СССР это был распространённый ход при создании картин − используя имя «прогрессивного» писателя фактически написать оригинальный сценарий.
Сценарист Нина Ильина вспоминала:
«Я легла спать в полной уверенности, что никто не заставит меня экранизировать эту скучную вещь (произведение относится к разряду самых больших провалов Д. Пристли – Ред.), а утром в голову пришла крамольная мысль: не буду я ничего переписывать, а сама под именем Пристли сочиню новую сказку. Перенесу действие в первый год ХХI века. С классика Пристли взятки гладки, а оригинал пьесы в худсовете всё равно не читали».
На главные роли пробовались ведущие исполнители страны. На роль леди Нинет планировали утвердить Ирину Витальевну Понаровскую и Аллу Борисовну Пугачёву, а на роль музыканта Лемисона — Андрея Александровича Миронова. Принцессу Мелисенту могли сыграть Ирина Ивановна Алфёрова и Елена Юрьевна Шанина.
В итоге режиссёр выбрал артистов с хореографическим образованием: Людмилу Власову, Александра Годунова и Марину Нудьгу из Большого театра; Наталью Трубникову из Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Он понимал риск: у руководителей советской кинематографии актёры этой профессии имели отрицательную репутацию, так как нередко навсегда покидали страну. Это и случилось − после премьеры фильм 7 лет не показывали, несмотря на все просьбы зрителей: Александр Годунов попросил политического убежища в США. Ещё одной причиной запрета − была песня «Мир без любимого», чтобы у советских людей не возникало ассоциаций с уехавшим за границу Юрием Петровичем Любимовым (а Татьяне Владимировне Анциферовой* запретили петь её на сцене). Добавим два слова и о костюмах: по меркам СССР − от них веяло полнейшим развратом. Хотя при этом «31 июня» − один из немногих фильмов о большой любви, где влюблённые ни разу не целуются. Наталья Трубникова рассказывала, что превратилась в «актрису кинопроб» − её не утверждали на хорошие роли из-за уверенности, что она тоже уедет.
Актёрский состав «31 июня» – был по-настоящему звёздным. Короля Мелиота сыграл Владимир Михайлович Зельдин, злого волшебника Мальгрима – Владимир Абрамович Этуш, художника-романтика Сэма – Николай Николаевич Ерёменко-младший. Небольшие роли исполнили Любовь Григорьевна Полищук, Игорь Николаевич Ясулович, Михаил Михайлович Кокшенов, Вячеслав Игоревич Войнаровский.
Весь фильм, за исключением поездки Мелисенты и Сэма на природу, снят в павильоне − летом, за полтора месяца, в две смены: Квинихидзе был вынужден подстроиться под рабочий график танцоров, у которых был отпуск в театре.
В фильме «31 июня» необыкновенно ярко подчёркиваются светлые и чистые чувства, а финал намекает на то, что сказке есть место в нашей жизни – хорошо вспомнить об этом не только перед Новым годом…
До скорой встречи!
*Неожиданным оказался выбор голоса для принцессы Мелисенты − 23-летнюю солистку ансамбля «Музыки» из города Ужгорода Татьяну Анциферову пригласил в Москву на пробную запись Александр Зацепин (хотя в пробах участвовали Лариса Александровна Долина и Ирина Понаровская), услышав концертные записи певицы через саксофониста Марка Беспалько. Пробные записи оказались настолько удачными, что − вошли в фильм без дублей.
Ваша Татьяна Белоусова