Здравствуйте, дорогие читатели!
Телепремьера этого двухсерийного музыкального фильма, созданного на киностудии «Беларусьфильм» режиссёром Леонидом Алексеевичем Нечаевым, сегодня считающегося культовым*, состоялась 1−2 января 1976 года.

«Приключения Буратино»
Изначально Инна Ивановна Веткина написала по мотивам сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» сценарий для пятисерийного мультфильма; но Нечаев решил создать фильм
Сначала писать стихи на музыку Алексея Львовича Рыбникова он пригласил Булата Шалвовича Окуджаву. У того долго ничего не получалось. Леонид Нечаев, так как сроки были не резиновые, поехал в Дом отдыха писателей, где отдыхал Окуджава; снял соседний номер и принялся постоянно стучать в стенку: «Он тогда, наверное, возненавидел меня до смерти!» Окуджава написал прекрасные тексты. Но они были сложны для детского фильма. И поэтому пришлось привлечь Юрия Сергеевича Энтина. Слова песен «На дурака не нужен нож» и «Не прячьте ваши денежки» принадлежат Окуджаве; а «Скажите, как его зовут» и «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда» − сочинил Энтин. Булат Шалвович вначале обиделся, но позже простил Леонида Алексеевича.
На роль Кота Базилио пробовались Виктор Павлович Павлов (не смог приехать на съёмки) и Борислав Николаевич Брондуков. В итоге взяли актёра, режиссёра Ролана Анатольевича Быкова. Лису Алису могла сыграть Татьяна Николаевна Говорова (жена Виктора Павлова). Но − блестяще, хоть и сложно было играть вместе с мужем, непрестанно делавшим замечания, исполнила жена Ролана Быкова Елена Всеволодовна Санаева. Она прекрасно знала, что он хочет сделать их дуэт идеальным. За кадром Быков был другим – когда она уставала от грима и одежды, незаметно подкладывал ей в сумку записки: «Ты — моя лиса с золотым сердцем».
На роль Папы Карло Нечаев взял, хоть высшее руководство было против (потому что рост актёра был 193 см – проблемы из-за роста возникали у него и при утверждении на роль профессора в «Приключениях Электроника»), Николая Григорьевича Гринько.
Юрия Васильевича Катина-Ярцева Леонид Алексеевич пригласил на роль Джузеппе «по блату» − он преподавал в детской театральной школе, где учился Нечаев; но роль была сыграна так великолепно, что, конечно, никакой это не блат.
На роль Буратино пробовалось много детей, в том числе и Володя Станкевич, известный по фильму «По секрету всему свету». Первоначально она досталась Коле Кобликову. Но он сильно травмировался. И когда девятилетний Дима Иосифов пробовался на роль Арлекино, его попросили попробоваться и на Буратино. Дима − единственный из главных актёров-детей, кто продолжил кинокарьеру.
Мальвина, Татьяна Проценко, − снялась в двух документальных фильмах (2014 и 2017 годов). Соседями по купе ассистента режиссёра были шестилетняя Таня Проценко и её мама. Девочка идеально разыгрывала сценки со своими куклами. напевая песенки, чем привлекла к себе внимание. Интересно, что её героине оставили её собственный голос − всех детей переозвучивали актрисы дубляжа.
На роль Черепахи Тортилы режиссёр первоначально пригласил Фаину Георгиевну Раневскую; но она к 1975 году уже десять лет не выходила на съёмочную площадку (ей было уже 80), и с присущим ей юмором ответила: «Лёнечка, я с удовольствием сыграю Черепаху, но только если съёмки будут проходить у меня в подъезде». В итоге утвердили Рину Васильевну Зелёную.
Фильм снимали в Ялте, Кореизе и у горы Ай-Петри; в Вильнюсе; в окрестностях Минска; а также в павильонах: съёмочная группа подбирала идеальные локации для разных сцен сказки − например, «поле чудес» нашли на территории заповедника «Херсонес Таврический».
Диме Иосифову тяжело было играть Буратино из-за сложного грима, который наносили по два часа каждый день. Больше всего неудобств доставлял накладной нос — с ним было трудно смеяться и морщиться; особенно было сложно если собственный нос начинал чесаться.
Тане Проценко отлично удавалась роль Мальвины. Но некоторые моменты давались ей с трудом. Так, например, она никак не могла заплакать. Ей капали в глаза глицерин, резали возле неё лук; но ничего из этого не помогало. В итоге Нечаев накричал на девочку. И напуганная Таня заплакала. Режиссёр велел немедленно снимать эти слёзы; а когда сцену сняли − стал хвалить Мальвину, угостил её конфетами.
Для того, чтобы сыграть сцену падения Кота Базилио с лестницы, Ролан Быков снял сидение из автобуса, на котором и проехал по ступенькам. Сидение стало непригодно для поездок. Но кадр вышел отличным. Когда водитель автобуса вернулся с обеда и увидел порчу, то рассвирепел и погнался за актёром, намереваясь его побить. Конфликт удалось уладить.
Роману Столкарцу, игравшему Пьеро, каждое утро красили зубы белым лаком, и он до конца съёмочного дня не мог есть. А из-за длинных рукавов костюма − не мог ходить в туалет, но стеснялся рассказать об этом, просто наотрез отказывался пить; на жаре!
Владимир Абрамович Этуш, сыгравший Карабаса-Барабаса, постоянно общался с детьми, рассказывал им интересные истории, угощал конфетами: поэтому детям было сложно бояться его в кадре. Но грим Этуша сильно пугал Диму Иосифова. За кадром мальчик обходил актёра за три метра; а в кадре, в сцене с шишками, вышло, выместил свой страх: пенопластовый снаряд больно щёлкал по лбу Карабаса-Барабаса. После десятого дубля Этуш не выдержал: «Хватит меня мучить!» − но тут же рассмеялся, понимая абсурдность всей ситуации.
Баадур Цуладзе, сыгравший эпизодическую роль хозяина харчевни «Трёх пескарей», − считал именно этот фильм главным прорывом своей карьеры в кино и на телевидении.
В песне Черепахи Тортилы Рина Зелёная во время записи отказалась петь второй куплет, так как в нём упоминалось о преклонном возрасте:
«Мне казалось, счастье рядом,
Только лапу протяни.
Но осенним листопадом
Зашуршали лета дни.
Старость всё-таки не радость, −
Люди правду говорят.
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!»
Фонограмму перезаписывать не стали. А вместо куплета − звучит проигрыш.
По словам режиссёра Леонида Нечаева, золотой ключик был самой ценной вещью – все очень хотели его украсть.
Леонид Алексеевич вспоминал:
«В последний съёмочный день, после команды “Стоп! Снято!”, − я сунул его за пазуху; и позже просто выкупил. У меня до сих пор хранится квитанция, в которой написано: “Получено от Нечаева за реквизит – ключ: 30 рублей”».
А Владимир Павлович Басов, сыгравший Дуремара, забрал себе на память бутафорскую сеть для ловли пиявок − как напоминание о самом «дорогом» эпизоде в карьере (он потребовал деньги вперёд).
Студия «Беларусь-фильм» отказалась принимать «Приключения Буратино: «Безобразная картина! Ужас! Кот без хвоста, лиса в платье, Буратино издевается над пожилым человеком (Карабасом-Барабасом), Черепаху катают по пруду лягушки!» Фильм вышел на экраны только потому что был конец года, и невыполнение плана лишило бы работников премий.
Но миллионы зрителей – тут же оценили картину, и очень полюбили.
После телепремьеры фирма «Мелодия» выпустила диск-миньон с несколькими песнями из фильма. На звуковых страницах журнала «Колобок» № 10−11 за 1976 год (в сокращении, под названием «Приключения Буратино»), а затем на диске фирмы «Мелодия» (полностью, под названием «Невероятные приключения Буратино и его друзей») − состоялась инсценировка Ларисы Закашанской, в которую вошли музыка и песни.
С октября 2020 по апрель 2022 года длилась цифровая реставрация изображения и звука.

* Культурологи и исследователи кинематографа не пришли к единому мнению, что такое _культовый фильм_. Принято полагать, что это фильмы, которые в то или иное время оказали сильное воздействие на определённую аудиторию. Также культовыми считаются все популярные ленты, которые прошли проверку временем.

До скорой встречи!

 

Ваша Татьяна Белоусова