Начало

Считается, что обычай украшать ёлку игрушками пришёл к нам из Германии; и первым нарядил её немецкий христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык Мартин Лютер.

Самая красивая из многих легенд о Лютере гласит, что в 1513 году он возвращался ночью, в канун Рождества, домой. На небе было очень много звёзд, и ему показалось, что ели и сосны тоже необыкновенно, таинственно, празднично искрятся звёздами. Дома Мартин Лютер поставил на стол небольшую ёлочку в кадке, украсил её свечами, а верхушку увенчал звездой (памятуя о Вифлеемской звезде, указавшей путь к пещере, в которой родился Иисус).

Единственное доказательство правдивости этой легенды – гравюра XVI века, на которой Лютер и его семья изображены возле рождественской ёлки*. Если и правда М. Лютер был первым, кто украсил рождественское дерево, то его соотечественники не сразу переняли это начинание: на территории Германии через полстолетия после смерти Лютера ещё не было заметно, чтобы рождественскую ёлку ставили и украшали повсеместно. Но легенда красивая; будем надеяться, что и недалёкая от реальных событий…

 

Первые ёлочные украшения

Первые ёлочные украшения были только съедобными. По сути, это были символы.

Например, яблоко олицетворяло запретный плод, обильный урожай; яйцо – непрерывную жизнь; орехи – загадочность божественного провидения; вафли – святое благословление; горящие свечи – суть жертвенности, самоотверженности Христа; всевозможные фигурные пряники, печенье, вафли напоминали о пресных хлебцах, которые употребляются во время обряда причастия; важную роль играла верхушка – Вифлеемская звезда, указавшая волхвам путь к младенцу Христу.

Иногда яблоки раскрашивали и покрывали блёстками, а орехи – сахаром; конфеты упаковывали в фольгу цветную бумагу.

Наряженной ёлочке приписывали способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, чтобы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

В России, как и в Европе, первые рождественские ёлки украшали сладостями и фруктами.

Но были и чисто русские традиции. Ёлочные игрушки делали из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали тряпичных кукол (берегинь), обычно безликих, они служили защитой от болезней, бед и нечисти. Верили, что от таких куколок зависят благополучие, достаток, урожай…

 

Старейшая ёлочная игрушка

Самая старая ёлочная игрушка – обычный шарик, символизирующий яблоко.

Яблоки занимали самое почётное место среди съедобных игрушек на ёлке. Осенью отбирались самые красивые плоды, ровные, крупные и крепкие.

С яблоком в мифологии разных народов мира связано множество легенд (например, о молодильных яблоках). Яблоко означало и обильный урожай. А в христианской традиции оно напоминает о грехопадении Адама и Евы; но, изображённое рядом с Христом или Богоматерью, символизирует спасение.

Рассказывают, что в 1848 году в Германии выдался неурожай яблок. Тогда жители городка Лауша в Тюрингии пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для Рождества. Так были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Со временем талантливые мастера стали выдувать не только шары, но различные другие фигурки; а немецкие ёлочные игрушки стали популярными во всём мире. Первые шарики были тяжёлыми, тонкое стекло научились выдувать только к началу XX века.

Кстати, первые шарики в Россию привозили из-за границы, и они были доступны только богатым: в начале XIX века за десять шариков платили
200 рублей – столько стоил небольшой дом. К концу XIX века стеклянные шары можно было увидеть уже не только на ёлках высшей аристократии. Массовое производство русских шаров началось только в годы Первой мировой войны, на заводе в Клину (он основан князем Меншиковым в 1848 году), где выдували стеклянные изделия для аптек, лампы, бутылки. Пленные немцы научили русских мастеров создавать не только шары, но и другие украшения. Кстати, клинская фабрика «Ёлочка» по сей день – единственная в России делает ёлочные бусы; ведь именно в России придумали «надевать» на ёлку бусы.

Именно хрупкие разноцветные шарики, сделанные из настоящего стекла, создают самую сказочную атмосферу Нового года; а теперь мы знаем и историю традиции…

 

Первая мода на ёлочные украшения в России

 

Моду на украшения на ёлке в России ввела в XIX веке императрица Александра Фёдоровна (жена Николая II), которая родилась и выросла в Пруссии. Именно она, скопировав европейскую традицию, в Петербурге, в Аничковом дворце, в 1852 году впервые нарядила рождественскую ёлку яркими игрушками, сделанными за границей, и горящими свечами, и разложила под ней подарки.

Александра Фёдоровна с удовольствием погружалась в мир святочных ожиданий, в мир мечты и надежды. Фрейлина Анна Тютчева так писала об императрице: «Она имела нежную детскую душу, её моральный кодекс была лира поэта».

Со временем люди переняли обычай, и в 1860–1870 годах начали украшать свои ёлки покупными игрушками. Тогда ёлочные игрушки чётко делились на классы: украшения для царских персон (дорогие стеклянные), и попроще – для знатных особ (дрезденский картонаж, игрушки из ваты, ткани).

 

 

Дрезденский картонаж

 

В дореволюционной России были популярны новогодние игрушки из плотного тонированного золотой или серебряной краской картона – их называют «дрезденский картонаж».

Особенно привлекательными были «Pappschmuck» (картонные ювелирные изделия), созданные методом ламинирования картона металлической фольгой: казалось, они сделаны из металла.

Продавались эти игрушки в виде листов с вытисненными деталями, которые надо было выдавить, вырезать, склеить. Их производили машинным способом примерно
с 1870-х годов XIX века в Дрездене и в Лейпциге.

Расцвет картонных украшений пришёлся на 1880 год; но популярность сохранялась и в первой половине XX века. Производство подобных игрушек продолжалось и позже, в том числе и в СССР, в 60–70-е годы: они были уже исключительно плоскими, но не менее симпатичными.

Добротный дрезденский картонаж можно было заказать в Россию по почте. Стоил он весьма доступно (для людей определённого достатка):

40 копеек – за лист нехитрых фигурок, отражающих любимые немецкие бытовые мотивы; например, часты были птички, зайчики, слоники, львы, толстые свинки, коровки, колбасы и окорока, инструменты, часы, музыкальные инструменты, мебель, бутылки, собачки, и др.; 1 рубль
20 копеек – за объёмные фигурки: бонбоньерки, серебряные пушечки, конные экипажи.

Игрушки из дрезденского картона украшали не только рождественскую ёлку, но и окна домов.

В томе 9 (1938 года издания) «Технической энциклопедии» Л. К. Мартенса о картонажах написано следующее:
«По способу изготовления картонажи можно разделить на три главные группы:
1) коробки, состоящие из отдельных кусков, соединяемых между собой тем или другим способом;
2) складные коробки и картонажи, изготовляемые из одного куска картона;
3) давленые или тянутые коробки, изготовляемые в прессах при помощи нагретых инструментов»
.

Очень часто встречаются картонажи в дореволюционных произведениях писателей.

Из рассказа Валерия Яковлевича Брюсова «Бемоль» (1902 год):
«Перед Рождеством Анна Николаевна переживала тяжёлые дни. Покупатели являлись особенно часто. Магазин был завален грудой картонажей, ярких, режущих глаза, безобразными хлопушками и золотыми рыбами в наскоро склеенных коробках. На стенах развешивались отрывные календари с портретами великих людей. Было людно и неприютно. Но за лето Анна Николаевна отдыхала вполне. Торговля почти прекращалась, нередко день проходил без копейки выручки. Хозяйка уезжала из Москвы на целые месяцы…»
.

Надежда Александровна Тэффи, рассказ «Валя» (1920 год):
«Валя со слонёнком толковала целые дни про ёлку. Надо было, значит, непременно ёлку схлопотать.
Выписала по секрету от 
Мюра и Мерилиза картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики; но лучше всего был маленький ангел с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блёстках. Он висел на резинке, крылышки шевелились.
Из чего он был – не понять. Вроде воска. Щёчки румяные, и в руках роза. Я такого чуда никогда не видала…»
.

 

Игрушки из ваты конца XIX – начала XX века

 

Игрушки из ваты в конце XIX века были также дешевле дорогих стеклянных украшений. Их можно было купить, а можно было и сделать. Самыми дорогими были игрушки с фарфоровыми головками, их можно было приобрести или взять напрокат в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга.

Накануне Рождества многие журналы для женщин описывали технологию изготовления; например, в журнале начала
XX века писали:
«Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берём 
 
2–3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Ещё можно использовать технику папье-маше. То есть наклеивать на каркас смоченные в клейстере кусочки бумаги. Закрепляем всё это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».

Делали мальчиков на лыжах, девочек на коньках, ангелов, райских птиц; к их головкам приклеивали хромолитографические изображения** (а также выпуклые) которые можно было купить в магазине (на листах).

Ватные игрушки напоминали о зимней сказке, белых сугробах, были олицетворением домашнего уюта…

 

Как началась новая эра ёлочных украшений

 

В 1925 году в СССР запретили украшать ёлки, назвав их «поповским обычаем» и «буржуазным пережитком». Только через десять лет правительство поняло, что традицию – не искоренить.

И 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья первого секретаря обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!».

Буквально за два дня страна подготовилась к празднику.

Есть сведения, что в Москве на Зацепском рынке в течение за час раскупили 700 ёлок; гастроном № 1 ГУМа за эти два дня продал годовой запас грецких орехов: на свои ёлки люди вешали орехи, бумажные игрушки, конфеты, яблоки, бублики…

 

 

 

Ёлочные игрушки 1930-х годов

Технологии изготовления ёлочных украшений 30-х годов не очень отличались от дореволюционных. Как и раньше, их делали вручную мастера-артельщики; они были из стекла, ваты, «дрезденского картонажа»; только добавились конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке.

Но тематика игрушек – стала, конечно, иной.

Пионеры, колхозницы, красноармейцы, будёновцы, матросы, спортсмены, дворники с метлой, парашютисты; подвески в виде дирижаблей, самолётов, танков.

А макушки ёлок, вместо Вифлеемской, украсила красная звезда.

Периодически появлялись тематические игрушки, отражающие жизнь страны.

Так, например…

В конце 30-х годов выпустили серию украшений на восточную тему, которую отличают восточная филигранность форм и ручная роспись: Аладдин, старик Хоттабыч, восточные красавицы.

В 1936 году, после выхода на экраны кинофильма «Цирк», на ёлках появились игрушечные акробаты и негритята.

Была даже особая серия – шары с портретами Ленина, Сталина и членов Политбюро.

Освоение Севера ознаменовалось фигурками полярников.

В 1938 году выпустили стеклянный шар с двумя самолётами, один из которых сбивает другой – так отразили тему войны в Испании.

И красивое, и сложное было время…

 

Ёлочные игрушки Великой Отечественной войны

 

Перед Великой Отечественной войной ёлочные игрушки продавались в изобилии.

Например, перед новым 1941 годом газета «Советская Белоруссия» писала:
«Внимание! Всё для новогодней ёлки вы можете найти в Минском универсальном магазине стандартных цен (угол Советской и Володарского). Имеется в продаже разнообразный ассортимент всевозможных ёлочных украшений и игрушек:

— стеклянные изделия (новинки, впервые поступившие в продажу);

— ватные изделия – разного рода фрукты, и проч. с оригинальной отделкой;

— всевозможные картонажные изделия: коробочки, домики, рыбки, зверьки и проч. – для заполнения сладостями;

электрогирлянды (удобно в противопожарном отношении), конфетти, серпантин, хлопушки и пр.
Товары отпускаются по 13 стандартным ценам: от 2 руб. до 35 руб. Имеются готовые
наборы – комплекты ёлочных украшений в изящных коробках».

Во время войны украшение ёлки к Новому году было обязательным – потому что это действие напоминало о мирной жизни и укрепляло надежду на скорую победу. Даже Дед Мороз на открытках тех лет был партизаном.

Стране было не до новогодних игрушек. Тем не менее, их производили, ограниченно и уже не такими роскошными, как перед войной, и военной тематики, например, на заводе «Москабель». Он не специализировался на их изготовлении, но подарить праздник детям было очень важно, и игрушки − солдатиков, парашютистов, танки, пушки, самолётики, пистолетики пятиконечные звёзды-макушки, снежинки, домики − создавали из проволоки, металлической стружки, жести (отходов производства).

Ёлки украшали, конечно, и самодельными игрушками, также пистолетами, солдатами, собаками-санитарами, танками, звёздами. Их делали на фронте из бумаги, ваты, бинтов, ветоши, носков, погон (погоны в Красной армии ввели в январе 1943 года), гильз; в тылу − из ленточек, лоскутков ткани, яичной скорлупы, окрашенных ампул, химических колб и пробирок. Характерная ёлочная игрушка Великой Отечественной − перегоревшая электрическая лампочка, покрытая краской или расписанная. Лампочки обрезали, сверху припаивали петельку, раскрашивали, превращая в подобие шарика.

Новогодняя ёлка в годы войны помогла советским людям не потерять веру в хорошее, дарила радость, счастье.

 

Ёлочные игрушки после войны

 

После Великой Отечественной войны в магазинах продавали только картонные листы (так называемый «дрезденский картонаж», о котором мы уже писали; эти игрушки нужно было вырезать и склеить). Серии картонных ёлочных игрушек были уже мирной тематики и изображали детей, избушки в снегу, животных.

Доступными, популярными в 1940-е−1950-е годы (в 1960-е ими также наряжали ёлку) были гирлянды из цветных бумажных флажков, с отпечатанным на них рисунками.

В послевоенное время вновь появились сюрпризницы (на них чаще всего были изображены новогодние сюжеты, сюжеты из сказок Александра Сергеевича Пушкина и басен Андреевича Крылова), внутри которых лежали конфеты или маленькие подарки.

В 1946 году промышленное производство игрушек полностью восстановили, начался его расцвет. Фабрики Москвы и Ленинграда перед новым годом работали на предельных скоростях. Но игрушек не хватало, поэтому специализированные цеха и фабрики открыли и в других городах СССР: Кирове, Киеве, Минске. Игрушки того времени – снеговики, шары с серпом и молотом, дети в шубках.

И, как всегда, ёлочные игрушки с точностью отразили время. Например, спортивные пристрастия Иосифа Виссарионовича Сталина фабрики игрушек запечатлели в серии «Хоккеисты», а в период дружбы с Китаем на ёлках появились стеклянные китайчата.

В 1949 году исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В честь этого события была выпущена целая серия ёлочных игрушек, изображавших героев его произведений − «Сказки о рыбаке и рыбке». «Золотой петушок», «Руслан и Людмила»,

Позже появились игрушки с изображениями героев «Чиполлино», «Колобка», «Доктора Айболита», «Красной шапочки», и других.

Началась красивая, яркая эпоха ёлочных игрушек.

 

Игрушки в 50-е годы XX века

В 50-е годы…

Появились наборы игрушек-«малюток» для крохотных настольных ёлочек. Это новшество (миниатюрные копии обычных игрушек: шариков, фруктов, овощей, зверей, бутылочек) было очень актуально, так как многие семьи ютились в небольших коммунальных квартирах. А официальных учреждениях и на улицах городов наоборот − начали устанавливать громоздкие, большие ели, для которых делали отдельно большие игрушки. Выпускали множество игрушек на прищепках (птиц, мишек, зайчиков, белочек, лисичек, клоунов, цирковых артистов, музыкантов, домики; ёлочки, зелёные и запорошённые снегом). Пошла мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, стекляруса, палочек, бус. Особым спросом пользовались игрушки из Германии и Чехословакии.

Ассортимент советских ёлочных игрушек, конечно, чрезвычайно впечатлял. Это были… И герои сказок (Дед Мороз, Снегурочка, Колобок, Кот в сапогах, Буратино, Айболит и другие). И спортивные достижения. И дети. И советская символика. И животные (зайцы, белки, медведи). И одетые в национальные костюмы всех республик (серия называлась: «15 республик − 15 сестёр») куклы. И початки кукурузы, помидоры, лук, чеснок, огурцы, грибы, малина, груши, яблоки, клубника (пожалуй, главные символы эпохи Никиты Сергеевича Хрущёва − в начале 50-х ощущалась острая нехватка продуктов, и таким образом шла своеобразная компенсация; а кукуруза с тех пор «росла» на ёлках страны во все годы советской власти). И космонавты, спутники, ракеты (в честь полётов в космос). И часы разных расцветок, показывающие «двенадцать без пяти» (в 1956 году на экраны кинотеатров вышел фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь»)…

 

Игрушки 60-х годов

 

В 60-е годы XX века в Союзе Советских Социалистических Республик энергично совершенствовалось сельское хозяйство. И, конечно, в игрушках для новогодней ели вновь отразилось время − на этот раз изобилие продуктов: на ёлки вешали виноград, лимоны, морковку, огурцы, помидоры, горох, баклажаны, чеснок, перец, лук, кукурузу. Начали делать стеклянные шишки, пирамидки, сосульки.

В начале десятилетия начали выпускать игрушки целыми наборами. Например, когда киностудия «Союзмультфильм» создала мультфильм «Чиполлино», появились наборы игрушек, изображающих героев этой сказки (12 или 24 штуки). Сейчас это редкие коллекционные экземпляры. В 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос. И появились космонавты, ракеты, парашюты, спутники, шарики с рисунками на космические темы, наконечники в виде взлетающей ракеты.

Позже пришла мода на авангард и минимализм, поэтому игрушки стали тоже самыми простыми – одутловатыми, примитивно расписанными. Заводы, выпускающие ёлочные игрушки, начали применять новый материал – поролон. Например, матрёшек нарядили в поролоновые платки, свинки получили поролоновые пятачки, а петушки − поролоновые хвостики и гребешки; можно было (например) приобрести большой стеклянный шар, с одной стороны прозрачный, а с другой – серебряный, и в этой серебряной стенке мило отражалась «плавающая» внутри поролоновая рыбка.

В 60-е годы в СССР появились первые электрические ёлочные гирлянды. Чуть позже − игрушки из пластмассы: шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках; прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые бабочки.

Миниатюрные наборы для маленьких ёлочек и сами ёлочки − не потеряли своей популярности.

После 1966 года производство ёлочных игрушек запустили на поток, стандартизировав процесс, и качество перешло в количество – они стали менее разнообразными, менее привлекательными.

 

В 1970-е годы…

 

В конце 1960-х − начале 1970-х годов прежние сказочные обитатели ёлочных ветвей потеснились и видоизменились. Появились персонажи мультипликационных фильмов − Карлсон, Чебурашка, крокодил Гена, Умка, Вини Пух. Вместе с тем, тематических игрушек стало ещё меньше, они стали абстрактными (это были фигурки зверей, джинны, и, конечно, традиционные шары).

В 1975-79-х годах начали производить игрушки деревенской, рождественской тематики. В это же время стали очень популярны дождик, сделанный из металлической фольги (сначала из серебристой), и мишура. Часто мишурой и дождём так щедро и густо завешивали ёлку, что ни игрушек, ни самой ёлки почти не было видно.

Украшения 70-х годов XX века – уже не раритеты. Потому что международная организация коллекционеров ёлочных игрушек Golden Glow («Золотое свечение») признала старинными ёлочные игрушки, увидевшие свет до 1966 года. Но воспоминания, память – они бесценны…

 

Ёлочные игрушки 1980-х

 

В СССР 1980-х годов завершили выпуск картонажа. Производство игрушек поставлено на конвейер, исчезли тематические игрушки; а бесконечные колокольчики, большие шары, домики − «хвастались» своими абстрактным, блестящим, ярким видом и неоригинальностью. По-прежнему на ёлках можно было увидеть дождик и пушистую − серебряную, жёлтую, оранжевую − колкую мишуру.

В декабре 1980-го года минский ЦУМ так приглашал покупателей: «Совсем немного времени остаётся до Нового года. К новогоднему празднику в ЦУМе широко развёрнута продажа ёлочных украшений. Предлагаются разноцветные гирлянды, блестящие шары, серебристый дождик, конфетти, нарядные Деды Морозы».

В Москве прошла Олипмпиада-80. Ёлки, конечно же, украсили олимпийские мишки, олимпийские факелы, баскетбольные и футбольные мячи.

В конце 1980-х годов в моду прочно вошла астрология. С тех пор каждый год пользуются популярностью всевозможные котики, мышки, собаки, свинки… Писк моды того времени: ёлки, украшенные игрушками одной цветовой гаммы…

 

Ёлочные игрушки 1990-х годов

 

В 1990-е годы состоялись решительные перемены в стране, разрушившие и экономику, породившие дефицит. Производство ёлочных украшений очень сильно сократилось, до предела ухудшилось их качество. Очень редким исключением были пики и стеклянные шары ручной работы с многоцветной кистевой мазковой росписью, отделанные разными материалами, и расписанные вручную деревянные украшения.

Как только открыли торговые границы, рынок наполнила массовая импортная, часто не безопасная продукция. Американка Ким Балашак, известный коллекционер советских ёлочных игрушек, отметила, что первые пятнадцать лет существования России запросто могли бы войти в историю новогодних украшений как время безликих сосулек и шаров, созданных в Китае по канонам Запада.

Ёлочные игрушки в России этого периода − можно обозначить следующими эпитетами: абсолютно иные, смелые, красивые, яркие, небьющиеся (из пластмассы и синтетики), разрушившие устоявшиеся каноны, разнообразные, дешёвые. Прочно вошли в моду ёлки, украшенные шарами одного цвета. Никуда не девалась и мода на гороскопы (символы грядущего года, знаки зодиака): тематические фигурки и тематически расписанные шарики выпускались в неимоверно больших количествах и пользовались спросом; впрочем, эта традиция жива и сегодня.

Именно с 1990-х годов тренды и идеи ёлочных украшений меняются в России каждый год, впрочем, не мешая покупателям проявлять индивидуальность и креативность.

Но, несмотря на новые тенденции, люди не торопились расставаться и с привычными ёлочными игрушками, напоминавшими о советском детстве или юности…

 

Ёлочные игрушки в 2000-х годах

 

 

2000-е годы в России отмечены разнообразием ёлочных игрушечных тематик и форм Особенно были популярны типично новогодние сюжеты, герои мультфильмов, старинные картины; по-прежнему ценны фигурки животных в соответствии с восточным календарём.

Писк моды – сделанные своими руками, оригинальные ёлочные игрушки (из бумаги, соломы, кусочков ткани, мотков шерсти), то есть случился своеобразный возврат в прошлое. Стильными считались ёлки, увешанные игрушками одного или двух цветов, например, золотыми и красными шарами.

Стали популярны ёлки, украшенные в стиле «винтаж» − и люди с удовольствием начали доставать советские (теперь уже ретро) игрушки. Но в то же время дождик и мишура – попали в категорию «пережиток советского прошлого», хотя, конечно, совсем с ёлок не исчезли.

 

Ёлочные игрушки сегодня

 

Современную нам эпоху ёлочных украшений сложно охарактеризовать одним словом, просто – потому что в магазинах можно купить любые игрушки; выбор для каждого человека ограничивается исключительно той суммой, которые он готов или может выделить на приобретение нового наряда для ёлки.

По-прежнему в моде новогодние сюжеты, знаки зодиака, герои мультфильмов, старинные картины. Ёлки украшают советскими игрушками, которые придают празднику шикарно-неповторимый шарм. Яркости добавляют и нестандартные украшения, сделанные своими руками из необычных материалов (из лоскутков ткани, соломы, и даже из компьютерных дисков).

Некоторые производители отмечают, что мода на ёлочные игрушки теперь повторяется каждые четыре года. Поэтому – нет смысла выбрасывать то, что было популярно в прошлый Новый год…

 

Литературная обработка текста –
Татьяна Белоусова

 

* Мы нашли похожую по описанию гравюру, но, к сожалению, не знаем, она ли это.

** Хромолитография – цветная литография, когда краска под давлением наносится на бумагу; для оттиска каждого цвета используется отдельная печатная плоская форма (до 20 и более).