В XVIII и в начале XIX века ёлка, как украшение российского новогоднего и рождественского праздника, не упоминается ни в исторических источниках, ни в литературных произведениях.

Позднее – при описании праздника того времени не один раз случались ошибки.

К примеру, еженедельный журнал «Нива» в 1889 году в одном из рождественских номеров опубликовал иллюстрацию «Празднование Святок в 1789 году»: на ней изображён зал богатого дома, в одном из его углов стоит большая украшенная ель.

Для конца XVIII века такое просто невероятно!

Тем не менее, есть интересные факты, касающиеся ёлки XVIII и начала XIX века, о которых мы хотим здесь упомянуть.

В семантику ели, сплотив её с «нижним миром» − нечистой силой, − органично вписалась тема пьянства. А всё дело в том, что указ Петра I продолжали выполнять в описываемый период… владельцы питейных заведений.

По ёлкам (воткнутым у ворот, привязанным к колу, установленным на крышах) люди весь год узнавали кабаки. Накануне Нового года деревья заменяли на свежие.

В народе кабаки стали именовать «ёлками», или же «Иванами-ёлкиными»; почти все алкогольные понятия постепенно приобрели ёлочную направленность.

Например. «Ёлку поднять» − пьянствовать; «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдём поднимать» − идти в кабак; «быть под ёлкой» − находиться в питейном заведении; «ёлкин» − состояние алкогольного опьянения; и т. д.

Ель, как символ кабака, время от времени появлялась в литературных произведениях: так, А. С. Пушкин упоминал о ней в неоконченной повести «История села Горюхина» (1830 год); Д. В. Григорович − в повести
«Антон-Горемыка» (1847 год); М. Л. Михайлов − в стихотворении
«Кабак» (1848 год); Н. П. Кильберг – в стихотворении «Ёлка» (1872 год), и т. д.

В XVIII веке ёлки устанавливали по краям катальных (скатных) горок. Катание с гор в Петербурге, Москве и других городах на праздниках (Святках и Масленице) – изображают лубочные картинки и гравюры XVIII и XIX веков. Например, на гравюре Д. А. Аткинсона, жившего в России с 1784 по 1801 год, «Катание с гор на Неве» (1792 года) еловые деревца расставлены по всему скату горки и по её бокам.

В Петербурге ёлками заведено было обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: «В снежные валы, − писал Л. В. Успенский об этом городе конца ХIХ − начала XX века, − втыкались весёлые мохнатые ёлки», и по этой дорожке «дюжие молодцы на коньках» перевозили санки с седоками.
Устанавливались ели и возле традиционных праздничных балаганов на Семёновском плацу: это запечатлено на одной из гравюр 1890-х годов.

Факт украшения зимних городов свежей хвоей – показывает, что постепенно приготавливалась почва для превращения ели в символ Рождества и Нового года…