Здравствуйте, дорогие читатели!
Режиссёр этого фильма – Константин Наумович Воинов. А премьера состоялась 24 декабря 1964 года. За первый год фильм посмотрели более 19 миллионов зрителей. Несмотря на то что он не получил ни одной награды, зрители полюбили его, а реплики разошлись на цитаты.

«Женитьба Бальзаминова»
По мотивам трилогии Александра Николаевича Островского «Праздничный сон − до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдёшь, то и найдёшь)».
Снять экранизацию произведений Островского Константин Наумович мечтал со студенческой скамьи. Уже тогда в роли Бальзаминова он видел только своего друга Георгия Михайловича Вицина. Но приступить к работе долгое время не получалось. И даже когда Воинов написал сценарий, то разрешения на съёмки пришлось ждать десять лет.
Фильм сняли довольно быстро – всего за 3 месяца.
Некоторые сцены снимали во Владимире на Георгиевской улице (тогда улица Красного Профинтерна) около Старой аптеки. Но в основном съёмки проходили в Суздале. В то время город был старым и заброшенным – дома были сплошь косые, поваленные. Но в нём сохранились тридцать церквей, которые теперь были отведены под склады. Всё это идеально создало атмосферу Москвы начала XIX века. В картине было несколько масштабных сцен, в которых Бальзаминов представляет себя то царём, то генералом. Для участия в этих сценах было приглашено чуть ли не всё население Суздаля. За каждые 8 часов детям платили 1,5 рубля, а взрослым – 3.
За годы вынашивания К. Н. Воиновым сценария – роли заранее закрепились за определёнными людьми, они попали в фильм без проб. И мы с удовольствием смотрим теперь на Ролана Антоновича Быкова, Надежду Васильевну Румянцеву, Инну Владимировну Макарову, Людмилу Марковну Гурченко, Наталью Леонидовну Крачковскую.
Георгию Вицину, который играл двадцатипятилетнего Бальзаминова, во время съёмок было уже 46. И чтобы стать стройным и подтянутым, он месяц бегал по полю с футболистами. Каждый день его тщательно гримировали – за это он в шутку прозвал фильм «Женитьбой забальзамированного».
Людмила Александровна Шагалова, сыгравшая роль матушки героя, – была на 6 лет моложе Георгия Михайловича. Она показалась К. Воинову очень убедительной в фильме «Сказка о потерянном времени» в роли девочки-старушки. Ей вздёргивали нос невидимыми нитками, создавали с помощью пара и специального клея морщины на лице. А последним штрихом образа стали покрашенные чёрным лаком зубы. К ним прилипал язык, и Людмила Александровна не могла говорить, пока не догадалась опустить его под нижний ряд зубов – и заговорила характерным старушечьим голосом. Для создания эффекта полной фигуры под её платье подкладывали целых 8 килограммов ваты.
Лидия Николаевна Смирнова, сыгравшая сваху, – играла только положительных героинь. И поэтому долго не могла понять, как правдоподобно донести до зрителей образ. Но в итоге вспомнила женщину, случайно встретившуюся ей во время войны; отличительной её чертой было глупое выражение лица: «И вот, вспоминая эту тётку – неумную, шепелявую, трясущуюся над своими вещами, – я вдруг поняла, как надо играть сваху, и всё у меня появилось…»
Образ вдовы Домны Белотеловой очень нравился Нонне Викторовне Мордюковой. Наталья, сестра актрисы, рассказывала, как Нонна Викторовна позвонила ей со съёмок и сказала, что похожа на пышную даму, сошедшую с картины Бориса Михайловича Кустодиева. За роль она получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
Константин Воинов снимал очень придирчиво. И некоторые сцены актёрам приходилось повторять десятки раз. Например, очень нелегко пришлось Мордюковой и Вицину в сцене с поцелуями. Нонна Викторовна раз 29 шмякала Георгия Михайловича об забор и покрывала крепкими поцелуями: «У Вицина, бедного, всё лицо уже красное, пятнами, и шея… И поцарапан о гвоздь в заборе! А режиссёр: “Давайте сначала!”»
Пересмотрим эту ироничную красочную экранизацию пьесы А. Н. Островского, удивимся ещё раз её актуальности и насладимся игрой любимых актёров.
До скорой встречи!
Ваша Татьяна Белоусова